Rambler's Top100

вгик2ооо -- непоставленные кино- и телесценарии, заявки, либретто, этюды, учебные и курсовые работы
 

Щербиновская Елена
Балетмейстер — Андрей Кузнецов

БАБОЧКА

сценарий фильма-балета
в четырех частях

  • Символ души, бессмертия и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы... В христианстве стадии ее развития олицетворяют жизнь, смерть и воскресение. Древние греки считали бабочку символом бессмертия души... У японцев белая бабочка — дух умершего...
  • Дж. Купер, "Энциклопедия символов".
ТАНЕЦ

Балерина в черном прозрачном платье танцует в пустом зале. Каждое движение ее рук — словно взмах крыльев. Она слышит голоса.

— Ты танцуешь неправильно!

— Это нарушение законов классического танца!

Музыка заглушает голоса.

Монтаж — танцующая женщина в черном — красивая черная бабочка, взмахивающая крыльями. Стремительное, неуловимое движение балерины — трепет крыльев, полет бабочки...

Музыка продолжает звучать, темп убыстряется, кульминация — взрыв.

На экране остается бабочка, и замирает. И снова — движение, бабочка — все реже, женщина остается на экране, темп замедляется.

Снова — голоса, появляются люди, будто водящие хоровод вокруг балерины. Это — зрители. Их сбивчивые голоса — голоса осуждения, оценка странного танца.

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ:

— Так не танцуют!

ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ:

— Нет, так нельзя танцевать.

ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ:

— Остановите ее!

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ:

— Держите ее!

Она — стремится оторваться от сцены, но что-то словно держит ее. Она пытается взлететь, взмахивает черными прозрачными рукавами — крыльями и, наконец, отрывается от пола.

Свободный полет, сзади — погоня, крики. Это — зависть, непонимание. К ней тянутся руки, ее пытаются схватить, но она уже — бабочка.

На нее бросают сетку, огромный сачок. Но она уворачивается, выскальзывает, летит на свет.

Свет совсем близко. Она стремится к нему, складывает крылья для ускорения.

Но свет — за окном, он недосягаем.

Удар о стекло. Красные пятна на стекле.

Кровь растекается, заполняя пространство экрана.

Женщина в черном — прекрасная, изящная, лежит на полу, раскинув руки - крылья. Под ней разливается красная лужа...

На красном бархате красивая черная бабочка с расправленными большими крыльями, наколотая на булавку. Ее крылья словно усыпаны драгоценными камнями, они сверкают холодным блеском. Но она — мертва, и она — под стеклом.

БОТАНИК

Вечерний лес. Солнце пронизывает кроны деревьев.

В закатных лучах мелькает рука с маленьким сачком.

Потом появляется Ботаник. Он бродит по лесу и ищет, сам не знает что. Он собирает цветы и равнодушно складывает в походную сумку.

Видит красивую бабочку, но другую. Ловит ее и отпускает.

Он выглядит усталым и печальным.

На его ладони — прозрачная стрекоза.

Он смотрит на нее задумчиво и тоже отпускает.

В лесу темнеет, а он все бредет и бредет, и сам не знает, что и кого он ищет...

Измученный, потерявший надежду, он входит в старое здание музея с покосившимися стенами.

Внутри они сплошь уставлены стеллажами, на полках — застекленные экспонаты.

Ботаник растерянно смотрит на них.

Выходит старый музейщик в очках, с длинными седыми волосами, похожий на старого колдуна. Показывает Ботанику один экспонат за другим, диковинные цветы, кузнечиков и стрекоз в засушенном виде, но тот грустно качает головой. Все — не то.

Старик смотрит на Ботаника из-под сросшихся густых бровей.

СТАРИК:

— Я знаю, что вам нужно!

БОТАНИК:

— Откуда вы знаете?

СТАРИК:

— Знаю, и все.

БОТАНИК:

— Но так не бывает!

СТАРИК:

— Вы глупец! Если это произошло, то значит, так бывает. Вы сами не знаете, что вам нужно, но вы ищите ее... Вы ищите иллюзию, а она — реальность. Но ею нельзя обладать... Впрочем, я ничего вам не навязываю, можете уйти и снова отправляться в поиск... Если, конечно, сумеете.

БОТАНИК:

— Хорошо... Я, пожалуй, пойду...

Он медленно идет к двери, но вдруг останавливается, оборачивается. Встречается взглядом с глазами старика — музейщика.

БОТАНИК:

— Простите. Я, видно, и правда глупец. Это все глупая гордыня!.. Я остаюсь.

СТАРИК:

— Вы уверены, что не передумаете?

БОТАНИК:

— Я не в чем не уверен, просто не могу уйти!

Старик уходит вглубь помещения, долго перебирает экспонаты.

Ботаник ждет, усталый и печальный.

И вот музейщик приносит ему коробку, где под стеклом на красном бархате наколота прекрасная черная бабочка. Ее крылья сверкают в полумраке, переливаются радужными отсветами.

Ботаник счастлив. Он прижимает к себе экспонат и бежит к выходу.

Музейщик таинственно улыбается ему в след.

БОРЬБА

Ботаник приносит коробку домой, кладет на стол. Ложится в постель и не может уснуть.

Встает, смотрит на бабочку через стекло.

Она — неподвижна, она — мертва.

Но когда он гасит свет, ему слышится странный звук, словно удары крыльев.

Он засыпает тревожным сном и видит во сне танцующую женщину в черном прозрачном платье.

Просыпается, вскакивает с постели, смотрит в коробку через стекло.

Там — бабочка. Она бьется о стекло.

Он осторожно снимает стеклянную крышку.

Бабочка медленно взмахивает крыльями, взлетает, потом садится ему на ладонь.

Ботаник смотрит на нее. Происходит борьба с собой. Он хочет ею обладать, и в то же время жалеет ее.

...Перед экраном появляется танцующая женщина в черном, она пытается шагнуть внутрь экрана, но не может. Она протягивает к Ботанику руки — крылья, но он не видит ее.

Она уже не одна, их две, три, они танцуют по обе стороны экрана, но они — в другом измерении. Их руки касаются экрана, но не проходят сквозь него...

Но вот — прорыв, музыкальная кульминация, и она уже танцует в своем черном наряде в комнате Ботаника, и он видит ее.

Она приближается, он хочет ее поймать, она ускользает. Он бежит за ней, спотыкается, хватает за подол черного платья, она вырывается и исчезает.

У него в руке — кусочек черной шелковой материи, он рассматривает его с невыразимым удивлением, и вдруг видит, как этот шелк преображается.

Медленное превращение.

Прекрасная черная бабочка сидит у него на ладони и трепещет.

Он любуется ею, но ему снова хочется обладать бабочкой. Он осторожно начинает сжимать ладонь, бабочка замирает, потом пытается взлететь. Он все сильнее сжимает пальцы.

Музыкальный взрыв, она распрямляет крылья и взлетает.

Ботаник бежит за ней, задирает голову к потолку. Он несчастен. Он взглядом умоляет ее вернуться.

Она медленно опускается к нему на ладонь. Он восторженно смотрит на нее, его рука чуть вздрагивает, но не сжимается. Он легонько подталкивает бабочку, и она улетает.

СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ

Бабочка снова летит навстречу свету. Ей слышаться угрожающие голоса. Страх погони. Вдруг впереди — стекло.

Испуганный взгляд Ботаника. Внимательный взгляд Старика-музейщика, его тревожный голос.

— Неужели опять разобьется?

Но она замедляет полет, медленно скользит по стеклу, стремясь проникнуть сквозь него в бесконечное пространство...

Вид на окно — снаружи. Блики, вспышка света, взмах черных крыльев...

На улице, под окном дома Ботаника, танцует женщина в черном прозрачном платье. Ее руки похожи на крылья. Она прекрасна. С каждым движением она все больше отрывается от земли.

Она летит. В темноте, на фоне бескрайнего неба, среди загоревшихся звезд. И чем больше она удаляется в своем танце — полете, тем светлее становится ее одежда.

Она летит на свет. Это — огонь, он охватывает ее. И пройдя через огонь она становится белой...

Балерина танцует в белом прозрачном платье на фоне черного неба и взмахивает белыми сверкающими крыльями...

.

Москва, 1998, Щербиновская Елена

.

copyright 1999-2002 by «ЕЖЕ» || CAM, homer, shilov || hosted by PHPClub.ru

 
teneta :: голосование
Как вы оцениваете эту работу? Не скажу
1 2-неуд. 3-уд. 4-хор. 5-отл. 6 7
Знали ли вы раньше этого автора? Не скажу
Нет Помню имя Читал(а) Читал(а), нравилось
|| Посмотреть результат, не голосуя
teneta :: обсуждение




Отклик Пародия Рецензия
|| Отклики

Счетчик установлен 23.2.2000 - 413