|
Субботний блик науки № 17
Солнечный зайчик
|
Если ясный день это хорошо,
А когда наоборот плохо.
Концептуальная песнь кота Леопольда |
Гараж, что пристроен к расположенному неподалеку дачному домику моего соседа, долгое время занимал автомобиль, использовавший в качестве источника энергии бензин, что неудивительно.
А теперь попробуем солярку, заявил сосед, сменив обитателя гаража на более нового, с дизельным двигателем.
В солярке тоже ничего удивительного, предположил я. Так же, как и в спирте, керосине и воде в качестве топлива. Лучше всего совсем без топлива.
Это электромобиль, что ли?
Да, причем самый исключительный вид электромобилей тот, который энергию получает напрямую от источника.
Не из розетки, а из электрической будки?
Нет, от Солнца.
И в самом деле, вся энергия, что есть на Земле, так или иначе происходит от деятельности Солнца. Современной или давнишней не важно. Главное, что работающие на нефтепродуктах двигатели получают эту энергию после многократной переработки, так же, как и электромобили, заряжающиеся «от розетки». Но есть такие, которые прямо от солнечного света и питаются электромобили на солнечных батареях.
Теперь уже собственно солнечными батареями никого не удивишь: встречаются они и в калькуляторах, и в автоматических газонокосилках, и в часах, а также на крышах домов и на кепках с вентиляторами, в общем, где попало. Но вот быстро, с ветерком, ехать с помощью этих хитрых фотоэлементов пока не всякий автомобиль может: энергии прямое потребление дает не много. Кусту зеленому хватает, планктону тоже, а вот для перемещения хотя бы и одного водителя транспортного средства какие уж там чемоданы-пассажиры на приемлемое расстояние, да за разумное время, требуется нетривиальная технологическая смекалка, для конструирования этого самого транспортного средства. Энергии мало не только потому, что ее в принципе от солнечного света не много собрать удается, если гигантскую линзу не строить, но и по причине крайне невысокой отдачи существующих солнечных батарей. Вот если работающий «на свету» калькулятор развинтить и фотоэлемент извлечь для опытов, то выяснится, что в электричество этим элементом преобразуется процентов этак десять от попавшей на него световой энергии. То есть всего ничего. Только «два плюс два» считать и остается, а если какие-нибудь там функции эллиптические да программирование давай батарейки.
Конструкции «небесноэлектрических» автомобилей с обычными, «нефтяными», собратьями роднит не многое, но мировая гоночная серия у них, солнечных, тоже есть: они иногда пересекают австралийский континент, кто быстрее. Три с лишним тысячи километров яркого солнца. Например, из Дарвина на северном побережье до Аделаиды на южном. Это называется, в несколько вольном переводе, Мировое Солнечное Испытание (World Solar Challenge), и прошлый (2003-го года) автомобиль-победитель, датского происхождения, Nuna-II, умудрился преодолеть его за, страшное дело, 30 часов 54 минуты, попутно установив рекорд! Быстро. Три тысячи километров центральноавстралийских шоссе за сутки с небольшим это вам не шустрый кенгуренок сиганул через колючки.
Понятно, что за успехом «Нуны», назовем его так, кроются технологии не простые, а космические. Не только само средство передвижения (вот где она, авто-экзотика) имеет весьма непривычный экстерьер и устройство (три колеса, вместо руля рычаги «как в танке»), но и характеристики его не рядовые. Солнечные элементы здесь не простые, а дорогущие на основе арсенида галлия, трехслойные устройства, видимо открученные от какого-нибудь не успевшего сбежать в космос исследовательского зонда и обеспечивающие захват и превращение в электричество аж 24 процентов освещающих автомобиль лучей. В случае недостатка света, на помощь приходят литий-ионные аккумуляторы. При этом вес «Нуны», имеющей пять метров длины и сто восемьдесят сантиметров ширины, всего 240 килограмм.
Сейчас «Нуна» путешествует по Европе. Сперва там, где солнца побольше, а с сегодняшнего дня (14 августа) по Скандинавии, где тоже попытается продемонстрировать преимущества естественных транспортных средств, работающих «на свету». Главное, чтобы Солнце не слишком часто пряталось за тучку.
Понятно, конечно, что все эти солнечные автомобили не более чем забавные высокотехнологичные игрушки. Технические решения, пришедшие в солнечные гонки из космоса, несомненно пригодятся в других областях наземной техники. Но не в виде традиционных транспортных средств: маловероятно, что когда-то нечто, подобное «Нуне», станет «народным автомобилем». Этому мешает сама природа: просто интенсивность солнечного света столь мала, что не позволит, даже при идеальных солнечных элементах, собрать сколь-нибудь сравнимую со средним современным двигателем внутреннего сгорания энергию. Зато Солнце нас не сжигает.
Так что Мировое Солнечное Испытание состоится в следующем году, а соседу моему придется пока ездить на солярке. Но, через некоторое время, ее наверняка сменит электричество, правда из розетки. Но это уже совсем другая история.
* * *
Ссылки по теме:
14.08.2004
Теги: технологии
|
Ваш отзыв автору
|