|
Оперные страсти с Антоном Гопко
Многие любят оперу. Многие её не любят. Многие к ней равнодушны. Эта колонка адресована и тем, и другим, и третьим. Ведь что такое опера — не знает никто. Опера — это музыка, и мы будем говорить о музыке. Опера — это театр, и мы будем говорить о театре. Но к окончательному ответу не придём никогда. Однако на пути к нему мы встретим столько интересного, удивительного, непостижимого и даже шокирующего, что оно того стоит.
antongopko
|
Антон Гопко
|
Колонка начата 20.10.2009, выходит по вторникам. Всего написано 48 статей.
|
|
14.12.2010, № 48
Если в финале оперы вы, глядя на лежащую на сцене кучу трупов, зададитесь банальным вопросом, кто виноват, ответ будет не менее банальный: «Шерше ля фам».
|
|
|
30.11.2010, № 47
Важно твёрдо помнить одну вещь. Во времена Вагнера вагнеровских певцов не существовало. Вагнер писал свои оперы не для них.
|
|
|
16.11.2010, № 46
«Тристан и Изольда» — это опера о полной беззащитности человека перед лицом собственных страстей
|
|
|
02.11.2010, № 45
Римский-Корсаков был человеком, хоть и великим, и у него, конечно же, были свои человеческие слабости. Об одной из них я и собираюсь сейчас поведать.
|
|
|
26.10.2010, № 44
Гениальный музыкант как-то незаметно превратился в видного деятеля. Кто у нас великий русский композитор? Мусоргский? Чайковский? А Римского-Корсакова знаете? Конечно — как же, это такой известный профессор. Немножко, правда, сухарь, книжный червь, но зато всю жизнь беззаветно служил искусству… Тьфу!
|
|
|
19.10.2010, № 43
Cидя на концерте и изнывая от наслаждения, я периодически отгонял от себя неуместную мысль, что великая певица никогда в жизни не поступила бы в Московскую консерваторию.
|
|
|
17.08.2010, № 42
«Оперные страсти» уходят в отпуск.
|
|
|
10.08.2010, № 41
Искусство — это всегда «открытие» себя в другом человеке. Перенос другого человека на себя. То есть, другими словами, перевоплощение.
|
|
|
02.08.2010, № 40
Именно в третьем акте мы узнаём, что половцы — это не только ансамбль песни и пляски, работающий в стиле «этно», но ещё и воинственный, жестокий народ.
|
|
|
27.07.2010, № 39
Узнав, что главный герой проиграл битву и попал в плен, можно было бы ожидать увидеть его в бедственном положении, однако постепенно выясняется, что князь Игорь оказался чуть ли не на курорте
|
|
|
20.07.2010, № 38
В действительности Бородин написал сцену бунта Галицкого, которую Римский-Корсаков и Глазунов по разным соображениям не включили в окончательную редакцию оперы. Бунт этот начинался практически сразу с приходом известий о поражении и пленении Игоря, и Ярославне пришлось бы туго, если бы не внезапное нападение половцев
|
|
|
13.07.2010, № 37
Во всех войнах побеждают не русские и не половцы, а конформисты.
|
|
|
05.07.2010, № 36
Князь Игорь — это герой (или антигерой), в одиночку сражающийся с мирозданием.
|
|
|
29.06.2010, № 35
Бородин сравнивал себя с Тангейзером, мечущимся между царством Венеры и родной Тюрингией, между Венерой и Елизаветой.
|
|
|
21.06.2010, № 34
Возможно ли прежнее искусство после Интернета и мобильного телефона?
|
|
|
14.06.2010, № 33
Меня часто спрашивают: на какой спектакль сходить, чтобы полюбить оперу. И я всегда затрудняюсь дать ответ. Ведь понятно, что вопрос этот исходит не от увлечённых фанатов, а от тех, кто поверил мне, что опера — это интересно. И вот я, кажется, придумал, что могу посоветовать
|
|
|
07.06.2010, № 32
В истории чего угодно бывают удивительные моменты, когда она как будто бы замирает в нерешительности и выбирает, куда дальше повернуть. Неандертальцы и кроманьонцы, христианство и митраизм, Буш и Гор, ну и так далее. Такие моменты были и в истории оперного искусства.
|
|
|
31.05.2010, № 31
Представьте себе Изольду, которую не любит Тристан. Представьте себе Брюнгильду, которую не любит Зигфрид. А теперь мысленно объедините две эти страстные, распалённые натуры, и у вас получится Марфа.
|
|
|
24.05.2010, № 30
Вначале паника. Затем, в качестве средства для успокоения, перечисление собственных заслуг. А на десерт, как водится, обвинить во всех бедах монголо-татар. Этакий «русский психологический валокордин»
|
|
|
17.05.2010, № 29
Итак, о фигурантах уголовного дела, называемого оперой «Хованщина»
|
|
|
10.05.2010, № 28
«Хованщина» — прелестное дитя, которому суждено было родиться недоношенным и несформированным
|
|
|
02.05.2010, № 27
Смерть Бориса Годунова была бы яркой и эффектной концовкой, но именно поэтому для финала абсолютно не годилась
|
|
|
13.04.2010, № 26
Тайный иезуит, как бывалый ловелас, начинает давать красотке советы по обольщению. Музыкальное чувство юмора Мусоргского отлично демонстрируется в самой концовке приведённого трека: иезуит призывает свою духовную дочь к жертвам во имя веры, звучат торжественные фанфары, музыка приобретает всё более и более возвышенный характер и вдруг обрывается. Оказывается пожертвовать надо будет «честью своею»! Крестный путь в одно мгновение ока обернулся непристойным предложением.
|
|
|
06.04.2010, № 25
Царь поёт, а битком набитый зал, затаив дыхание, внимает, как оно несладко там, в высших эшелонах-то.
|
|
|
30.03.2010, № 24
Трудно придумать сцены более контрастные. Первая происходит в монастырской келье, вторая в кабаке. Первая — в Кремле, вторая — на самой границе, где уже чувствуется запах Европы. В обеих картинах Григорий общается с монахами: в первой — с мудрым летописцем Пименом, а во второй — с убежавшим из монастыря пьяницей Варлаамом.
|
|
|
23.03.2010, № 23
«Противостояние» царь/народ на поверку оказывается полнейшим взаимным равнодушием.
|
|
|
16.03.2010, № 22
Успех оперного спектакля «Борис Годунов» в гораздо большей степени определяется умением исполнителя заглавной партии дико вращать глазами, а не тем, какую из редакций постановщики выбрали
|
|
|
09.03.2010, № 21
Если бы реальному, историческому Борису Годунову дали послушать оперу Мусоргского, его бы точно хватил удар, но только от смеха.
|
|
|
02.03.2010, № 20
Мусоргский, как настоящий интеллигентный человек, не знал народа, восхищался им и боялся его.
|
|
|
23.02.2010, № 19
В классики принимают всем классом.
|
|
|
16.02.2010, № 18
Только лишь Демон схватился за ручку входной двери, как сработала сигнализация.
|
|
|
09.02.2010, № 17
Для русских художников было так же естественно восхищаться Кавказом, как для Киплинга — Индией. Тот факт, что эта любовь иссякла, косвенно свидетельствует о том, что, как бы ни пролегали и ни менялись государственные границы, в каком-то очень важном смысле Кавказ мы потеряли.
|
|
|
02.02.2010, № 16
Рубинштейн со своей романтической оперой, сколь хороша бы она ни была, оказался несколько out of date.
|
|
|
26.01.2010, № 15
Горечь и раздражение Рубинштейна можно понять. Ведь это должен был быть его успех! Но в искусстве — так же, впрочем, как и в науке — из всех, кто вытягивал репку, часто помнят только мышку.
|
|
|
19.01.2010, № 14
Некоторые размышления о том, что такое оперное либретто, каким оно должно быть, и на каком языке надо петь
|
|
|
12.01.2010, № 13
Даргомыжский, по всей видимости, сам испугался новаторской психологической глубины произведения, и потому «разбавил» оперу «волшебными» сценами, которые на фоне общей логики драматургического развития смотрятся, как не пришей русалке хвост.
|
|
|
05.01.2010, № 12
Когда разрушаются вековые устои и размываются межкастовые барьеры, представители различных сословий начинают видеть друг в друге в первую очередь просто людей, а это иногда приводит к недоразумениям.
|
|
|
29.12.2009, № 11
Все мы любим процитировать Чехова, что «в человеке всё должно быть прекрасно». И редко кто задумывается о том, что фраза эта сказана не Чеховым!
|
|
|
21.12.2009, № 10
Кто-то может спросить, а зачем нужно в оперном театре пытаться приблизить пение к разговорной речи? Ведь есть драматический театр, где речью как раз и занимаются.
|
|
|
14.12.2009, № 9
Когда в искусстве говорят о традициях, это слово употребляется обычно с тёплым, положительным оттенком, дескать, традиции — это прекрасно. На самом же деле ничего хорошего в них нет.
|
|
|
08.12.2009, № 8
Оперы бывают разные. Есть оперы-комедии (как лирические, так и эксцентрические), оперы-мелодрамы, оперы-детективы, оперы-триллеры и даже оперы-комиксы. Жанр «Руслана и Людмилы» я бы определил как опера — картинная галерея.
|
|
|
01.12.2009, № 7
С тремя женихами Людмилы связаны три большие постановочные головные боли, которые «вылезают» уже в первом действии.
|
|
|
24.11.2009, № 6
Восток у Глинки получился под стать Западу — абстрактный и обобщённый. География «Руслана и Людмилы» логике не поддаётся. Герой идёт из Киева «на полночь», то есть на север, однако чем дальше он продвигается, тем более мягким и знойным становится музыкальный «климат».
|
|
|
17.11.2009, № 5
Миф о том, что Глинка — первый русский композитор, был придуман не советскими музыковедами, а современниками самого Глинки. Гоголь вскоре после премьеры «Жизни за царя» назвал эту оперу «прекрасным началом». Что, он не знал, что в России и до этого писались оперы, что ли?
|
|
|
09.11.2009, № 4
Торжественными звуками полонеза открывается роскошный бал. Ведь это же настоящий контрастный душ для публики! Насколько нестандартным мышлением нужно было обладать, чтобы придумать этот польский акт! Он ведь совершенно не нужен с точки зрения здравого смысла.
|
|
|
03.11.2009, № 3
Первая опера Глинки и по форме, и по содержанию настолько полна нестандартных, неожиданных, нон-конформистских (многие первые слушатели были по-настоящему эпатированы) решений, что будь представители отечественного панк-рока чуток пообразованнее, они, безусловно, считали бы Глинку своим непосредственным предшественником.
|
|
|
27.10.2009, № 2
Это настолько плотно въелось в русскую оперную традицию, что когда в «Хованщине» начинается вставная, казалось бы, пляска персидок или когда раздаются звуки полонеза в «Онегине» или в «Ночи перед Рождеством», я невольно воспринимаю это как сигнал тревоги: а уж не враги ли поблизости?
|
|
|
20.10.2009, № 1
В XIX в. никого бы не смутило, что в роли Ромео выступает упитанный сорокалетний тенор с нафабренными усиками, а Снегурочка — 50-летняя дама с глубоким декольте и тремя подбородками.
|
|
|
|
|