|
Цифра по четвергам с Артемием Ломовым
«Цифра по четвергам…» — это уже второй проект автора в рамках «Информационного бума». Первым была «Веб-анатомия по воскресеньям…», выходившая около пяти лет тому назад. Свежие четверговые колонки — это субъективные размышления о фотографии. Фотографии как технике, как искусстве, как философии, как образе мышления, как религии, как смысле жизни. Автор не является профессиональным фотографом в том смысле, что это занятие не рассматривается им как основной инструмент заработка. Однако, как известно, в «занятия для души» люди часто вкладывают намного больше этой самой души, нежели в свою повседневную профессиональную деятельность.
ФРИ № 514
|
|
Колонка начата 18.08.2010, выходит по четвергам. Всего написано 20 статей.
|
|
04.09.2011, № 20
Сегодняшний в какой-то мере юбилейный, 20-й в общей последовательности и первый в новом году жизни «Цифры…» выпуск я хочу посвятить не обещанному в прошлый раз долгому разговору о диафрагме, а паре кратких анонсов. Речь идет о трехчасовой видеолекции про основы цифровой фотографии и о конкурсе и выставке «Русский пейзаж».
|
|
|
09.06.2011, № 19
На первый взгляд кажется, что мы уже давно обсудили все вопросы, связанные с выдержкой, и не один раз. Выдержка — это время экспонирования кадра. Если требуется «заморозить мгновение» — то нужно стремиться использовать как можно более короткие выдержки. Если же, напротив, хочется передать развитие движения — то надлежит использовать более длительные выдержки. Можно ведь уже ставить точку, разве нет?..
|
|
|
31.03.2011, № 18
Сочетание выдержки и диафрагмы называют экспопарой. Фотографами употребляется также термин «экспотройка». Ее составляют все те же выдержка и диафрагма, плюс еще чувствительность. Но чувствительность, строго говоря, не является параметром экспозиции — это очевидным образом следует из определения последней.
|
|
|
10.02.2011, № 17
Единицы ISO безразмерные, у них нет аналогов в системе СИ. Хотя экспозиция, например, измеряется во вполне себе системных единицах — люкс-секундах. Впрочем, я не встречал ни одного живого фотографа, который бы пользовался ими на практике. :-) В то же самое время каждый фотограф четко знает, что экспозиция определяется двумя параметрами — выдержкой и диафрагмой.
|
|
|
03.02.2011, № 16
Если снова прибегнуть к нашим любимым геометрическим построениям, можно вывести, что тангенс половины угла поля зрения есть половина диагонали кадра, поделенная на фокусное расстояние объектива.
|
|
|
27.01.2011, № 15
Если не принимать во внимание штучную экзотику вроде среднеформатных камер, сопоставимых по стоимости с приличными автомобилями, то наибольшими являются сенсоры, имеющие линейные размеры 36×24 мм. Это так называемый полный кадр; именно таковыми являются размеры кадра стандартной 35-миллиметровой пленки.
|
|
|
13.01.2011, № 14
В природе существуют незеркальные цифровые фотоаппараты с сенсорами таких же размеров, как у «зеркалок» начального уровня. В природе существуют продвинутые «компакты» с весьма удобными органами управления. В природе существуют незеркальные цифровые аппараты с возможностью смены оптики. В общем, много что в ней интересного существует, в природе-то…
|
|
|
30.12.2010, № 13
Нет, речь сегодня пойдет не о гигапиксельных сенсорах и не о чудесных супер-пупер-зум-объективах с диапазоном фокусных расстояний от сантиметра до метра, постоянной светосилой f/1,0 и полным отсутствием аберраций. Поговорим о более приземленных вещах. А может быть — о более возвышенных. Как знать…
|
|
|
09.12.2010, № 12
Системное, органическое, принципиальное различие между «мыльницами» и «зеркалками» — одно-единственное. Однако оно колоссально. Фотограф, снимающий «компактом», наблюдает в видоискателе лишь в той или иной мере приблизительный потенциальный результат съемки. В то время как фотограф, пользующийся «зеркалкой», имеет возможность точно, в деталях и нюансах, проработать будущий кадр перед экспозицией.
|
|
|
25.11.2010, № 11
Явления, представляющие собой, строго говоря, технические недостатки пленочных снимков и пленочной фотографии как таковой, могут при определенных условиях сыграть роль художественных приемов. И зерно-то благородное, и мягкость-то приятная, и даже волоски да царапинки могут прийтись вполне к месту. В отличие от пленки, технические недостатки цифровых снимков, к сожалению, лишены эстетизма и воспринимаются только как технические недостатки.
|
|
|
11.11.2010, № 10
В зависимости от талантов фотографов, работы различных авторов в пределах одного жанра могут быть как запредельно художественными, так и зашкаливающе безыдейными. Между прочим, художественная фотография не обязательно должна быть красивой.
|
|
|
28.10.2010, № 9
Иногда случается, что душу изводят всякие глупые предрассудки («появлюсь с фотоаппаратом рядом с Красной площадью, буду фотографировать классические виды — подумают, будто я приезжий»; «возьмусь снимать вот эту неочевидную для большинства прохожих деталь — скажут, что мне нечем больше в жизни заняться или что я сумасшедший»…).
|
|
|
13.10.2010, № 8
Фотография сама по себе — техническое творчество. Однако вопрос о том, насколько техническое, достаточно интересен. Каково допустимое соотношение техники и искусства в фотографии? Похоже, во многом оно определяется жанром. Но даже в рамках обсуждения одного и того же жанра различными фотографами можно услышать полярные мнения относительно того, в какой степени техника имеет право влиять на конечный результат.
|
|
|
27.09.2010, № 7
Кем бы ни был фотограф — «технарем», документалистом, художником — если он настоящий мастер, он не должен возводить ни техническое, ни творческое начало в абсолют, не должен противопоставлять их, а должен, наоборот, разумно сочетать их в рамках своего жанра. И терпимо относиться к другим жанрам, пусть даже лично ему не близким.
|
|
|
22.09.2010, № 6
Совершенствуясь, каждый мастер находит собственную, наиболее уютную для себя нишу. Седлает своего конька. С годами у фотографа вырабатывается собственный авторский стиль — работы мастера становятся узнаваемыми без подписи. Но это отнюдь не значит, что каждая следующая работа должна быть «плагиатом» на предыдущие.
|
|
|
15.09.2010, № 5
Можно до хрипоты спорить о том, способна ли фотография экранного разрешения во всей полноте передать творческий замысел автора, или же это подвластно только отпечаткам размерами метр на метр, но факт остается фактом: «Фото.сайт» — более чем полноценная «трибуна» для многих фотографов, в том числе и весьма заслуженных.
|
|
|
09.09.2010, № 4
Настоящая жизнь — это ведь далеко не «праздник каждый день». Точно так же и Петербург — это не вечные теплые белые ночи и зажженные огни на Ростральных колоннах. В Петербурге, как и везде, тоже бывает ноябрь… «Черно-белый Петербург» — это как раз жизнь, настоящая жизнь. И настоящие, неподдельные чувства. Очень разные чувства — столь же многообразные, сколь сама жизнь. Красота, которую еще нужно заметить, что дано далеко не каждому. Крик души. Интимная, без пускания пыли в глаза, домашняя атмосфера. Исконная питерская безнадега. Тревожность. Быт в городе-музее…
|
|
|
29.08.2010, № 3
«Первое издание прошу за книгу не считать» — не больше и не меньше. Конечно, все творческие люди в той или иной мере самокритичны, всем свойственно испытывать неловкость, вспоминая о каких-то своих ранних работах… Но чтобы прямо вот так!
|
|
|
21.08.2010, № 2
Привыкнув рассматривать фотоаппарат как полезный инструмент в растущих из нужного места руках, становится проще принять для себя другую очевидную истину — что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф. Поэтому большинство холиваров в духе «цифра vs. пленка», «зеркалки vs. компакты», «Canon vs. Nikon» и т. д. — пустая трата времени.
|
|
|
18.08.2010, № 1
Если честно, формулировка «профессиональный фотограф» мне вообще не слишком-то нравится. Ну, во-первых, потому, что фотограф — понятие растяжимое. Это может быть и фотохудожник, и фоторепортер, и ремесленник, зарабатывающий на хлеб конвейерной съемкой свадеб или учеников в школах. «Профессиональный фотохудожник» — звучит, на мой скромный вкус, вообще нелепо. Хуже только «профессиональный поэт». Ну, «профессиональный фоторепортер» — еще туда-сюда.
|
|
|
|
|