|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 2
Новая «Шехерезада»
|
Человеческие эмоции вот, что главное для звукописи Римского-Корсакова.
Евгений Светланов |
Уже в течение достаточно долгого времени мне хотелось послушать один диск, который я никак не мог купить в Москве. Уверенность в том, что запись не разочарует, была столь сильна, что, оказавшись в июле в Лондоне (где абсолютно все продается раза в два дороже, чем в других европейских странах), я первым делом зашел в музыкальный магазин и, проконсультировавшись с продавцом, нашел и купил этот диск. Выяснилось, что издан он был еще в апреле 2003 года, а главное, вернувшись в Москву и посетив музыкальный магазин на Ленинском проспекте, я обнаружил этот диск и там. Что дает мне приятную возможность с чистой совестью рекомендовать его также и жителям России.
Речь идет о симфонической сюите Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада», записанной в ноябре 2001 года оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. На этом же диске записаны еще два замечательных произведения: симфонические картины «В Средней Азии» А. П. Бородина и «Исламей» М. А. Балакирева в переложении для симфонического оркестра С. М. Ляпунова.
Надо сказать, что программа диска выстроена, на мой взгляд, совершенно идеально: он слушается буквально на одном дыхании. И все же центральное место на нем занимает, безусловно, «Шехерезада».
Это исключительно популярное и заслуженно любимое уже не одним поколением слушателей произведение было написано Римским-Корсаковым в 1888 году по мотивам известного собрания арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Композитор предварил сюиту короткой программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в течение 1001 ночи. Султан, снедаемый любопытством, каждый день откладывал казнь жены, и, в конце концов, отказался от своей кровавой клятвы. Много чудес рассказала ему Шехерезада».
Каждая из четырех частей сюиты имеет собственное название. Тем не менее, композитор опасался прямолинейного литературного истолкования слушателем своей музыки. В своих воспоминаниях он писал: «Напрасно ищут в сюите моей лейтмотивов, крепко связанных с одними и теми же поэтическими идеями <…>. Являясь каждый раз при различном освещении, рисуя каждый раз различные черты и выражая различные настроения, те же самые данные мотивы и темы соответствуют всякий раз различным образам, действиям и картинам <…>. Я имел в виду дать четырехчастную оркестровую сюиту, тесно сплоченную общностью тем и мотивов, но являющую собой как бы калейдоскоп сказочных образов и рисунков восточного характера».
С точки зрения композиторской техники в «Шехерезаде» утверждается принцип сопоставления звучания всего оркестра с многочисленными яркими сольными эпизодами, порученными различным инструментам. Это вообще одно из характерных свойств оркестрового мышления Римского-Корсакова. Практически у всех инструментов оркестра есть в «Шехерезаде» достаточно крупный сольный эпизод. И все же главным сольным инструментом во всей сюите является солирующая скрипка. Это голос самой Шехерезады.
«Шехерезада» произведение в большой степени лиричное. Во всяком случае, лиризм здесь гораздо более заметен, чем в других симфонических произведениях композитора. Музыкальный образ рассказчицы, зачаровавшей своего грозного повелителя, вызвав к жизни пеструю вереницу образов и событий, в моем понимании, прежде всего образ созерцательный, можно даже сказать одинокий. Возможно, в нем даже есть внутреннее родство с душевными настроениями автора того периода. Размышляя в этом направлении, можно сделать вывод, что та самая «тесная сплоченность» не итог одного лишь мастерского управления тематическим материалом, но и идеологическая необходимость, продиктованная желанием выразить прежде всего именно лирическое начало. Тогда яснее становятся причины возражений автора против чисто сюжетного толкования «Шехерезады» это наиболее очевидный путь, но он идет вразрез с истинным складом произведения, как видел его сам Римский-Корсаков.
Оркестр Мариинского театра, выступая в лучших залах России и мира, уже успел зарекомендовать себя как коллектив, способный выполнить любую, самую сложную музыкальную задачу. Фактически сегодня это один из лучших оркестров в России, который, под руководством своего главного дирижера, может во многих случаях конкурировать и с лучшими западными коллективами. Безусловно, музыка русских композиторов один из тех случаев, когда оркестр Мариинского театра способен показать себя с самой лучшей стороны.
«Шехерезада» предоставляет любому оркестру множество возможностей продемонстрировать исполнительское мастерство: блеснуть уровнем отдельных солистов, показать ансамблевую слаженность, продемонстрировать богатство звучания. В свою очередь, дирижеру предоставляется прекрасный шанс применить свое умение управлять оркестровой динамикой и раскрыть огромное количество тембровых красот, которые скрыты в партитуре этого шедевра.
Услышать живое исполнение «Шехерезады» оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Москве можно было весной 2003 года, во время Второго Московского Пасхального фестиваля.
Несколько раньше, осенью 2001 года коллектив записал это произведение для фирмы Decca. Хотелось бы отметить, что запись была осуществлена на студии Мариинского театра с российскими звукорежиссерами. Я бы не стал обращать внимание читателя на данный факт, если бы еще во время первого прослушивания этого диска, состоявшегося в номере лондонской гостиницы на дискмэне и двух колонках далеко не класса hi-end, меня не восхитило чисто техническое качество записи. Партитура слышна в мельчайших деталях. Разница в динамике от piano на уровне шороха до колоссальной мощности и красоты fortissimo буквально поражает воображение. Те, кто имел возможность услышать оркестр Мариинки в концертах, знают, что широчайший динамический диапазон одно из «фирменных» качеств оркестра Гергиева. Это, кажется, первый их диск из всех, что я слышал, на котором оно было зафиксировано без технических погрешностей.
Мастерство звукорежиссеров вызывает благодарность. Уровень игры оркестра Мариинского театра и мастерство его блестящих солистов, среди которых нельзя не выделить замечательного скрипача Сергея Левитина, вызывают восторг. Мастерство и талант Валерия Гергиева вызывают преклонение. Все вместе, в сочетании с невероятно искренней и красивой музыкой Римского-Корсакова и тем, с какой любовью и с каким вдохновением сыграна каждая ее нота, дает ошеломляющий по силе воздействия результат. Нельзя не поздравить оркестр и дирижера: эта запись в настоящее время явно одна из лучших в их дискографии.
Сегодня часто можно слышать разговоры о том, что современные исполнители утратили многие из важных качеств, присущих исполнителям прошлого. Мне думается, что эта запись может служить исключительно мощным аргументом против такого рода высказываний. Рамки колонки не позволяют сравнить здесь различные интерпретации «Шехерезады» Римского-Корсакова, но вряд ли это вообще необходимо. Опытный слушатель легко услышит все многочисленные крупные и мелкие достоинства этой записи. А тот, кто с ее помощью впервые открывает для себя это замечательное произведение великого русского классика, я убежден, будет потрясен знакомством и обязательно захочет услышать «Шехерезаду» снова.
24.08.2004
|
Ваш отзыв автору
|