Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 4
Белые ночи и черные дни
Я немного слукавил в предыдущей колонке, пообещав в сегодняшнем выпуске «с книг о фотографии переключиться на сами фотографии». То есть нет, фотографии сегодня будут. Но и книги тоже. Точнее, книга. Одна книга. Впрочем, эта книга — не «о фотографии». Эта книга — самая фотография и есть.
Ну да ладно, довольно интриговать общественность витиеватыми загадками. Речь идет вот о чем. Русский музей регулярно выпускает в свет различные иллюстрированные издания, и в их числе — периодический альманах, каждый выпуск которого посвящается какой-то одной узкой теме. Сегодня мы поговорим о 45-м выпуске этого альманаха, имеющем название «Черно-белый Петербург».
Этот альбом увидел свет в 2003 году. В том самом 2003 году, как мы помним, с размахом отмечалось 300-летие Санкт-Петербурга. К юбилею северной столицы было приурочено великое множество всяких разных мероприятий. А, поскольку Петербург — самый фотогеничный и уж наверняка самый фотографируемый город России, несть числа разнообразным фотовыставкам, проведенным в год празднования его 300-летия. Собственно, «Черно-белый Петербург» — это в первую очередь название фотовыставки, прошедшей в залах Строгановского дворца. А тот самый 45-й выпуск альманаха — не что иное, как каталог этой выставки; альбом, включивший в себя без малого две сотни работ современных нам фотохудожников, раскрывающих взгляд этих мастеров на Город на стыке тысячелетий. Работы, представленные в альбоме, экспонировались и на многих других выставках, а также публиковались в других изданиях.
Альбом этот я купил себе все на той же Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ, в один день с книгой Лапина. Вообще-то, я не имею дурной привычки читать в метро — но, возвращаясь с пресловутой книжной выставки домой, я всю дорогу самозабвенно листал страницы «Черно-белого Петербурга». Тогда на всем белом свете на некоторое время остались лишь Петербург (причем не реальный, а вот именно тот самый, черно-белый, преломленный художественным взглядом авторов фотографий) и я, один на один с этим мифическим городом. Никакой суматошной Москвы вокруг, никаких шумных толп пассажиров метро рядом не было. Что-что, а это уж я помню точно.
Листая страницы «Черно-белого Петербурга» (а как часто случалось это и в моменты приятной, сладкой грусти, и в суровые времена жестокой, убийственной депрессии — а состояний, выходящих за рамки этого диапазона, вроде бы, и не существует вовсе в природе…), я впервые открыл для себя творчество таких мастеров, как Владимир Антощенков, Василий Воронцов, Алексей Зеленский, Александр Китаев, Евгений Мохорев, Борис Смелов, Мария Снигиревская (а Борис Смелов — ее отчим и учитель), Александр Соколов, Игорь Старков, Андрей (Вилли) Усов, Станислав Чабуткин, Андрей Чежин, Юрий Щенников… Многие из этих людей почитаемы ныне за классиков современности.
Здесь я перечислил далеко не всех авторов «Черно-белого Петербурга», а только тех, чьи работы оставили в моем сердце наиболее заметный след. Также я намеренно не даю тут никаких ссылок на страницы в Интернете, на которых можно было бы увидеть творчество этих художников, чтобы не ставить фотографов в неравное положение. У кого-то есть исчерпывающие персональные сайты, кто-то эпизодически выставляется на известных фоторесурсах, а кто-то живет строго в офлайне и принципиально не выставляет никаких своих работ в Интернете. Я не знаю, сложно ли раздобыть альбом «Черно-белый Петербург» сегодня — по крайней мере, на «Озоне» (выше я давал ссылку на опубликованное там описание альбома) этой книги в продаже нет. Ну, разве что, вот какую ссылку могу дать. Это страница питерского издательства «Слеза» на «Фото.сайте». Они выпустили альбом «Две воды», в основу содержания коего легли фотографии практически все тех же мастеров, что являются авторами «Черно-белого Петербурга». В значительной мере пересекаются и непосредственно подборки опубликованных в двух этих альбомах работ.
Наверное, сейчас самое время познакомить читателей с несколькими работами авторов «Черно-белого Петербурга», в наибольшей степени «зацепившими» меня. (Надеюсь, ревнители авторских прав не будут на меня в обиде: убежден, что объем цитирования вполне оправдан целью последнего, да и картинки шириной по 450 пикселей вряд ли можно будет всерьез как-то использовать в дальнейшем для извлечения коммерческой выгоды, даже если кто-нибудь, скопировав их отсюда, очень уж страстно возжелает ту самую выгоду поиметь…)
![Владимир Антощенков. Ночные узоры](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/antoschenkov_1.jpg)
Фото 1. Владимир Антощенков. Ночные узоры. 1988
![Владимир Антощенков. Кирпичное каприччио](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/antoschenkov_2.jpg)
Фото 2. Владимир Антощенков. Кирпичное каприччио. 2001
![Владимир Антощенков. Крупномасштабное признание](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/antoschenkov_3.jpg)
Фото 3. Владимир Антощенков. Крупномасштабное признание. 2002
![Василий Воронцов. Мансарда на Васильевском острове](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/vorontsov.jpg)
Фото 4. Василий Воронцов. Мансарда на Васильевском острове. 1991
![Алексей Зеленский. Без названия](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/zelensky_1.jpg)
Фото 5. Алексей Зеленский. Без названия. 1990-е
![Алексей Зеленский. Без названия](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/zelensky_2.jpg)
Фото 6. Алексей Зеленский. Без названия. 1990-е
![Борис Смелов. Памяти Ф. М. Достоевского](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/smelov.jpg)
Фото 7. Борис Смелов. Памяти Ф. М. Достоевского. 1973
![Мария Снигиревская. Без названия](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/snigirevskaya.jpg)
Фото 8. Мария Снигиревская. Без названия. 1999
![Игорь Старков. Из серии «Прогулки по городу»](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/starkov.jpg)
Фото 9. Игорь Старков. Из серии «Прогулки по городу». 2002
![Андрей (Вилли) Усов. Бессонница. Мойка. Белая ночь](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/usov.jpg)
Фото 10. Андрей (Вилли) Усов. Бессонница. Мойка. Белая ночь. 1986
![Юрий Щенников. Мой сосед](http://www.lomov.ru/_external/infobum_digit/004/schennikov.jpg)
Фото 11. Юрий Щенников. Мой сосед. 1965
Записки на манжетах В этом тексте в свое время присутствовала «оговорочка по Фрейду», которую я заметил далеко не сразу: меня угораздило написать «дворцы-„колодцы“» вместо «дворы-„колодцы“».
Когда-то давно, все в том же 2003 году, в наивной молодости, я написал вот такие слова: «Питер умеет быть разным. Взгляните — парадный, сверкающий чистотой, пафосный и театральный Невский, нарядная и торжественная Дворцовая площадь, романтика разведенных мостов в легкой дымке белой ночи. Но вряд ли в бликующих картинках из глянцевого путеводителя для иностранцев следует искать истинное лицо города. Все это скорее лукавство и притворство. Утонченные, аристократичные Летний сад, площадь Искусств, мостики через канал Грибоедова, Мойку и Фонтанку, позолоченные, устремленные ввысь шпили Адмиралтейства и Петропавловки, сдается мне, куда точнее отражают характер Петербурга. Мрачноватые очертания Новой Голландии, темные подворотни, страшноватые дворы-„колодцы“, глухие стены домов, почти или совсем лишенные окон — брандмауэры, чадящие котельные, одинокие прохожие в сумерках, грохочущие неуклюжие трамваи — все это потаенные уголки души города, понятные лишь для своих. А есть и такое, в чем Петербургу, возможно, стыдно признаться даже себе самому. Длинные, извилистые, безлюдные и неосвещенные, стиснутые бетонными заборами проезды промзон, тоскливые безликие окраины с типовой панельной застройкой, протекающие крыши домов, нерасселенные коммуналки, свалки мусора… А ведь у каждого из нас в душе есть подобные свалки, на расчистку которых не хватает силы воли».
Я припомнил сию «цитату из себя» вот по какому поводу.
Те самые «глянцевые путеводители для иностранцев» с «бликующими картинками», разумеется, имеют право на существование. Создание этих красивых картинок, спору нет, требует определенного профессионализма. Но зачастую этот самый профессионализм вполне уютно чувствует себя в границах технических навыков, не предпринимая ни малейших попыток проникнуть на территорию искусства.
«Черно-белый Петербург» — это, конечно же, в первую очередь искусство. Петербург, запечатленный на фотографиях мастеров, о которых я рассказываю сегодня, весьма далек от города знакомых всем туристам красочных видов. Более того, чаще всего такой Петербург совершенно некрасив — ну, конечно, с точки зрения человека, для которого этот город — не более, чем просто точка на карте. Но эти интимные фотографии Петербурга, приоткрывающие «потаенные уголки души города, понятные лишь для своих» — бесценны для тех, кто любит Петербург по-настоящему, кто живет в этом городе… нет, кто живет этим городом.
Настоящая жизнь — это ведь далеко не «праздник каждый день». Точно так же и Петербург — это не вечные теплые белые ночи и зажженные огни на Ростральных колоннах. В Петербурге, как и везде, тоже бывает ноябрь… «Черно-белый Петербург» — это как раз жизнь, настоящая жизнь. И настоящие, неподдельные чувства. Очень разные чувства — столь же многообразные, сколь и сама жизнь. Красота, которую еще нужно заметить, что дано далеко не каждому (фото 1, 2 и 8). Крик души (фото 3). Интимная, без пускания пыли в глаза, домашняя атмосфера (фото 4, 6). Исконная питерская безнадега (фото 5, 7, 9). Тревожность, которая — кто знает — может быть, прорастает своими глубокими корнями в страшные блокадные годы (фото 10). Быт в городе-музее (фото 11)…
…Ничто человеческое нам не чуждо. Иногда я и сам поддаюсь соблазну поснимать банальные глянцевые открыточные виды. Но я бесконечно благодарен стечению обстоятельств за то, что со временем научился также видеть нечто большее. И огромный вклад в это внес альбом «Черно-белый Петербург», слегка подтолкнув меня в нужном направлении в самом начале творческого пути.
09.09.2010
Теги: Алексей Зеленский
Андрей (Вилли) Усов
Борис Смелов
Василий Воронцов
Владимир Антощенков
Игорь Старков
Мария Снигиревская
Русский музей
фотография как искусство
Черно-белый Петербург
Юрий Щенников
|