Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 6
В поисках себя
Фотография — это неизмеримое множество самых разнообразных жанров и направлений. Нельзя объять необъятное — нет на свете фотографа, которому одинаково хорошо удавалось бы творчество во всех возможных жанрах. Более того, наверняка нет на свете фотографа, которому были бы интересны, даже просто как стороннему наблюдателю, все известные науке жанры фотографического творчества. Совершенствуясь, каждый мастер находит собственную, наиболее уютную для себя нишу. Седлает своего конька. Снимать в любом жанре готовы разве что новоиспеченные любители, купившие себе фотоаппарат буквально вчера и не успевшие пока нарадоваться такому замечательному приобретению.
Каждый человек — индивидуальность. Со своим уникальным, сложным, противоречивым характером. Характер этот самый рано или поздно закономерно находит отражение и в творчестве, если человек начинает посвящать себя оному творчеству в течение сколько-либо продолжительного времени, тратить на эти занятия сколько-либо заметные силы. С годами у фотографа вырабатывается собственный авторский стиль — работы мастера становятся узнаваемыми без подписи. Это отнюдь не значит, что каждая следующая работа должна быть «плагиатом» на предыдущие — столь выхолощенная однородность выглядит откровенно скучно и быстро приедается. Но ведь, с другой стороны, выше головы не прыгнешь — фотограф при любом раскладе продолжает оставаться самим собой, глядеть на мир только своими собственными глазами, вкладывать в творчество только свою собственную душу и только свои собственные особенности характера — ведь чужие он себе присвоить не в силах чисто физически. (Даже если рассматривать случаи сознательного копирования или пародирования чьего-либо чужого стиля — то и тут, если речь идет о сколько-либо сложных сюжетах, нужно долго тренироваться, чтобы минимизировать собственное влияние. Быть простым проводником существенно сложнее, чем преобразователем или фильтром — как это ни парадоксально… Ведь к зрелому возрасту у каждого из нас вырабатывается устойчивое мировоззрение — горбатого могила исправит взрослого состоявшегося человека уже очень трудно в чем-либо переубедить.)
Мой личный творческий интерес, как я уже упоминал неоднократно, чуть менее чем полностью складывается из жанров городского пейзажа и фрагментов городской среды, включая архитектурные детали. Я всегда стеснялся называть свое творчество художественной фотографией, сомневался в том, что имею моральное право на это. Правда, вот коллеги все же намекают мне, чтобы я не прибеднялся и замечают, что в своих работах я все-таки ищу художественный образ, пусть даже в самых обыденных вещах. Ну, наверное, возражать нет смысла: действительно, при прочих равных я стараюсь найти образ и сделать фотографию как можно более интересной для зрителя, однако на лавры художника я не претендую и не считаю художественность самоцелью — ну, хотя бы просто по той причине, что по образованию я чистой воды технарь, а искусство воспринимаю наивно, не будучи отягощенным обязательной для истинного художника фундаментальной подготовкой. Хотя, в общем-то, я склонен считать свой вкус хорошим.
Как я дошел до жизни такой? Ну, в смысле, как нашел «свои» жанры? Все случилось довольно естественным образом. Родившись и проведя детство и юность в Москве (и считая своим вторым родным городом Питер), я не могу вообразить своей жизни без влияния города. Большого города. Да, порой ой как хочется сбежать отсюда к чертовой матери! На море. В горы. На карельские озера. В Сибирь. Туда, где в радиусе пяти верст нет ни одной живой души… Но вряд ли я смог бы обосноваться в тех краях надолго. Пробки на проспектах и толпы пассажиров в метро — это ведь наркотик. С такой иглы невозможно слезть.
А что касается внимательности к деталям и наблюдательности, то эти звери преследуют меня с рожденья, отчего я и страдаю всю свою сознательную жизнь. Ибо не умею радоваться почти ничему, зато умею находить почти во всем изъяны. Родители называли меня маленьким старичком еще в ту пору, когда я пешком под стол ходил. Ну, а уж после того, как сам Артемий Лебедев однажды сказал мне, что вдохновлен моими дотошностью и педантизмом (теми, что я нежно взращивал, занимаясь своими метрошными сайтами), то надежды на исцеление и вовсе пропали. :-)
Где-то по осени 1998 года я набрел в Сети (которая тогда еще была ма-а-аленькой) на сайт «Бродячая камера». Это сейчас там более 400 альбомов с несколькими тысячами фотографий, посвященных Петербургу и окрестностям. И это сейчас, несмотря на впечатляющий объем коллекции, скромный авторский проект тонет в бездонном море прочих бесчисленных фотографий Петербурга. А тогда, давным-давно, «Бродячая камера» состояла всего-навсего из пары десятков альбомов. Которые я, несмотря на изматывающее душу тормознутое модемное соединение с Интернетом, жадно поглотил за один вечер — ведь ничего подобного нигде вокруг не было, Сеть же была ма-а-аленькой…
Долгие годы я был одержим идеей сделать похожий проект, но только про Москву — такой, где бы фотографии перемежались с непринужденными авторскими комментариями к ним, как и у Петра Соболева, создателя «Бродячей камеры». Почти шесть лет тому назад я даже заикнулся о таком намерении на страницах «Информационного бума» — но идея так и осталась нереализованной… Впрочем, выставляясь на «Фото.сайте», я вполне себе исправно воплощаю давнюю задумку, только немного в другом формате — кому сейчас нафиг какая разница, является ли проект обособленным сайтом или же нет. Там, на «Фото.сайте», глядишь, даже бо́льшую аудиторию удастся собрать — самостоятельный камерный узкотематический ресурс в наши дни трудно сделать известным… Конечно, определенным образом мешают ограничения на количество загружаемых фотографий — но, с другой стороны, это и дисциплинирует: пропадает соблазн выкладывать однообразные, проходные работы; появляется стремление брать не количеством, а качеством.
Тема творческих поисков неисчерпаема. Жанр и авторский стиль — с этого все трудности только начинаются. :-) В следующий раз попробуем продолжить наши изыскания и поразмышлять о соотношении техники и искусства в фотографическом творчестве.
22.09.2010
Теги: авторский стиль фотографа
Бродячая камера
жанры фотографии
Петр Соболев
творческий поиск
фотография
художественная фотография
художественный образ
|