Веб-анатомия по воскресеньям с Артемием Ломовым № 33
Экономика должна быть… экономной?
Уходящая неделька ознаменовалась для меня чередой нескончаемых зачетов и экзаменов: все те, кто когда бы то ни было учился в вузе, не хуже меня знают, что вторая половина января — очень горячее времечко. Несмотря на погоду за окошком — промозглую ли (какая выдалась нынешней хиленькой зимой), или даже морозную (какая, по идее, должна быть в это время согласно всем многолетним наблюдениям)…
Так вот, среди всего прочего, довелось мне принимать зачет по своему курсу, посвященному… ну вы сами знаете, у студентов экономического факультета Университета Натальи Нестеровой.
После того, как я задал одной отвечавшей девушке очередной каверзный вопрос (не подумайте чего, я к своим студентам, а тем более к студенткам, отношусь более чем либерально :-)), она, потупив взор, в качестве последнего аргумента во имя спасения своей «четверки» воскликнула: «Ну что Вы от нас хотите! Вот Вы, например, сильны в экономической теории? Знаете, скажем, что такое закон Парето?»
В экономической теории я, конечно, не ахти как силен. Но, на беду отвечавшей студентки, разумеется, знал, что такое закон Парето. Как, надо полагать, и подобает любому интеллигентному человеку. Ибо закон Парето описывает в этой жизни много что.
Чтобы не волновать читателя, я, забегая вперед, сразу скажу: вожделенную «четверку» я девушке в итоге поставил. Но итог этот самый был отсрочен примерно на полчаса — все означенное время мы провели за увлекательнейшей беседой о применимости закона Парето к нашим баранам. К веб-разработке, стало быть.
Как известно, в вольном изложении закон тот самый звучит так: 20% людей зарабатывают 80% денег. Есть и другие популярные трактовки: 20% товаров или клиентов определяют 80% доходов компании. Или, более глобально: 20% усилий определяют 80% результата. Ну и так далее. Говорю же — закон Парето описывает в нашей жизни уйму всего интересного. И, как вы понимаете, весьма недвусмысленно ставит вопрос ребром: а за каким чертом, грубо говоря, прилагать те самые 80% усилий, которые приносят лишь 20% результата?
Наиболее успешные в своем экономическом развитии компании, достигшие баснословных прибылей, совершенно определенно на этот вопрос отвечают: да ни за каким! Ровным счетом ни за каким. Пустая трата времени. Деньги на ветер.
Какие такие компании, спросите? Ну вот Microsoft, например, со своим IE6. (Думаю, в Редмонде не поморщатся, если мы лишний раз бросим камень в их огород.) На локальном уровне — крупнейшие отечественные веб-студии (на этот раз не будем перечислять — и даже не из соображений политкорректности, а потому что всех поголовно не упомнишь), в упор не признающие рекомендаций W3C. Наконец, в основании пирамиды — бесчисленная армия мелких «студий» и частных разработчиков, весьма неплохо ощущающих себя в материальном плане, но живущих согласно бессмертной лебедевской присказке: «Не мог он GIF’а от JPEG’а, как мы ни бились, отличить».
И что? C’est la vie? Раз нет в мире совершенства, значит, не так уж оно миру потребно?..
Ведь все равно, хоть бы мы тут все расшиблись в щепу, 80% пользователей будут послушно бродить по Сети «Эксплорером». 80% серферов никогда не обратят внимания на хромающую стилистику, опечатки, расстановку запятых и порой даже откровенные орфографические ошибки в текстах, публикуемых в Паутине. А уж тем более — на какие-то там непонятные короткие тире вместо длинных. 80% посетителей сайта не расстроятся, увидев блеклую или смазанную фотографию в JPEG. И ни при каких обстоятельствах не заметят, что при неаккуратном сохранении GIF-файла вместо чистого красного цвета RGB(255, 0, 0) в палитре изображения чудесным образом оказался какой-нибудь «почти красный» вроде RGB(253, 6, 1). Все с гуся вода.
А раз так, для кого стараться-то? Зачем тратить 80% драгоценного времени, проводя ночи напролет за вычиткой и «причесыванием» текстов, за геометрической, цветовой коррекцией и ретушью фотографий, за замысловатыми играми с пространственными отношениями в композиции страницы, приходя в бешенство обессиленным к утру, если «баланс не сходится» на один-единственный пиксель?! Ради неблагодарных привередливых буквоедов, которых всего 20%? И которые все равно найдут, к чему придраться и что покритиковать, ибо их хлебом не корми?..
А не пойти ли им, отщепенцам, законченным максималистам и «детям оранжевой революции» (пользуюсь лексикой одного из ярчайших представителей ЕЖЕ-листа) ко всем чертям вместе со своим Firefox’ом и идеями всеобщего благоденствия?!!
Ведь все так, да? Но вот незадача. Не кажется ли вам, господа, что 20% людей, которым не все равно, каким браузером пользоваться, какой контент читать и в каком оформлении, как раз и есть те самые 20%, которые зарабатывают 80% денег, обеспечивают 80% прибылей компаниям, обладают 80% интеллектуального потенциала, далее везде?
Иными словами, эти пресловутые 20% являют собой ту драгоценную качественную аудиторию, без коей существование любого проекта лишено всяческого смысла. И поступаться ею, гм… крайне неразумно. А все остальные — это случайные прохожие, обыватели, зеваки, не делающие погоды. Пускай даже их и все 80%.
Парадокс?..
23.01.2005
Теги: веб-стандарты
|