|
Балетомания по воскресеньям с Юлией Клочковой № 10
Бег Джульетты
16 мая этого года в Большом театре в Москве состоялся концерт памяти Галины Улановой. При жизни Уланова была
А кем собственно она была? Балериной? Лауреатом? Народной? Все это не то и не так.
Я никогда не смогу сказать, кем была Уланова, но я могу рассказать, кем она была для меня. Я по возрасту никогда не могла видеть Галину Сергеевну на сцене, но я могу сказать, что есть два видеоэпизода, от которых у меня комок в горле, и слезы наворачиваются на глаза: парад Победы в 45 году и улановский бег Джульетты.
Ведь были на ее сроке и другие. Знаменитые. Великие. И Гердт, и Семенова, и Дудинская, и Леля Лепешинская, а в конце и Плисецкая, и Максимова. Почему она стала единственной, о ком говорят до сих пор с замиранием голоса?
Одно из самых первых моих воспоминаний: я у бабушки предоставлена самой себе, открываю книжный шкаф и беру с нижней полки книжку, до верхних я еще не доставала и даже до средних, сажусь на пол и долго разглядываю фолиант: «Дни с Галиной Улановой» Альберт Канн. Этот мир на фотографиях казался таким волшебным, а главной волшебницей, царицей, принцессой этой сказки была белокурая женщина, особенно прекрасная на тех снимках, где она была в длинной, воздушной юбочке. С того времени сохранность старых тюлевых гардин была под угрозой. При помощи ленты я сооружала из них «такую же» юбочку и кружилась по комнате, ходила на носочках, воображая себя похожей на ту белокурую даму. Нет, рифмы «розы» не будет. Я не стала балериной, по своему образованию и занятиям я далека от служения Терпсихоре. Но однажды круг все-таки замкнулся. Я пришла заниматься в свой московский класс (я беру любительские уроки), и с удивлением узнала в нем тот самый, из книжки. «Глава 5. Смена и всходы» Вон оно, мое место у окна. Бывшая школа Большого театра.
Недавно в одном из антикварных магазинов Петербурга я наткнулась на фотографии Галины Сергеевны. Покопавшись, я нашла еще целую пачку. «Галина Уланова. Фотоподборка», 27 фотолистов, цена 22 руб., Ленизокомбинат. Т.2000, 1960 год. К тому времени она только что ушла со сцены. Я часто рассматриваю эти снимки. У нее практически нет подъема. Ноги частенько не слишком-то вывернуты. Арабески по сегодняшним меркам очень низкие, даже меньше 90 градусов. Бедра тяжеловаты. Но, боже мой! Какое это все имеет значение?! Была я тут как-то в Большом театре (бес попутал), смотрела «Жизель». Крайне недовольная увиденным, я решила дома посмотреть в записи. Как оно все-таки надо. Посмотрела запись с Бессмертновой. Уже лучше. Потом не удержалась, поставила старенькую запись с Улановой, сделанную в Ковент-Гардене в 1956 году (Галине Сергеевне, хочу напомнить, в этот момент было 46 лет). Это была она, Жизель. Уланова не играла ее, она была ею. Со всей ее нежностью, наивностью, беззащитностью, бесстрашием и прощением. И абсолютно лишена какой бы то ни было аффектации.
Уланова вообще была во всех своих жестах очень естественна. Помню, как в фильме, сделанном к ее какому-то юбилею уже чуть ли не в 80-е, она объясняет одной из своих учениц, как надо танцевать «Умирающего лебедя». Она говорила, что не нужно добиваться этого эффекта волны. Это не змея, и не крыло, а намек на крыло.
Я думаю, что мы все время защищаемся и защищаем себя. Самыми разными способами. То, что там, внутри. Боимся выдать себя и свои нежные страхи. Способы бывают самые разные: от злокозненного снобизма до языка афтАр. Когда я вижу танцующую Уланову, когда я вижу ее бег Джульетты, мои собственные доспехи, моя собственная шелуха слетает, и я чувствую этот мир обнаженной кожей.
06.06.2005
Теги: балет
Галина Уланова
|
Ваш отзыв автору
|