Короли и капуста по четвергам с Шакипешем № 8
Сказочные чудеса
История моего героя началась в незапамятные времена, но до сих пор ее влияние ощущается в нашей религиозной жизни.
Никаких сведений о его детстве и юности не дошло до нас. Известно только, что у него не было отца, что его имя в переводе на русский язык означало «равный богу», и что годам к тридцати он стал очень популярен и авторитетен в народе. Настолько авторитетен, что многие стали почитать его за святого и чуть ли не за царя земного.
Удивительно ли, что он вызвал недовольство настоящего правителя своей страны. Один из друзей нашего героя предал его и коварно передал в руки врагов. У него была возможность бежать в последний момент, друзья и ученики уговаривали его спастись, но он отказался: «Если я один спасусь, говорил он, сам, а народ мой подвергну беде; что же будет ждать меня там? Да будет воля Божия!»
Нашего героя доставили на допрос к правителю, но он держался достойно и опроверг обвинения. Правитель был неглуп и хитер, он не желал пачкать свои руки кровью невинного. Он сказал судьям: «Возьмите этого человека и судите его по справедливости», ибо прекрасно понимал, что судить не за что.
Судьи, которые были его врагами, тоже были неглупы. Понимая, что осудить невинного не получится, они решили возбудить против него толпу. Его выставили на рыночной площади связанным, стали издеваться на ним, истязать его, крича, что этот узник великий государь своей земли.
И уже толпа стала требовать его казни. Правитель пытался сопротивляться несправедливости, но у него не хватило духа противостоять толпе.
Нашего героя долго мучили, пока один из палачей, римлянин, не заколол его прямо в сердце. И палачи забрали себе его одежду.
Друзья пытались подойти к месту казни, но их не пустили.
Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял беспричинный страх, и они убежали. Наутро же тела не нашли.
С тех пор нашего героя всегда рисуют с крестом, а у гроба его происходят чудеса.
Предатель же тот вскоре принял смерть такую позорную, что предание даже опасается говорить, как именно он умер.
Вот такая история. Спрашивается, какое имя я спрятал за словами «наш герой»?
Читатель, привыкший к подвохам Шакипеша, наверно не поторопится сказать «Исус Христос», хотя это и первое, что приходит в голову.
И будет прав.
Я рассказал историю преподобного князя Михаила Тверского, одного из наиболее почитаемых православных святых.
Я прибег к не вполне честному приему. Он широко используется, когда хотят доказать, что мировая история скорее продукт беллетристики, нежели точных научных изысканий. Обезличьте любой исторический сюжет, замените реальные имена исторических героев абстрактными псевдонимами, и вы удивитесь тому, как много других исторических сюжетов совпадут с вашей обезличенной историей.
Человек, нестойкий духом, поспешит разочароваться и сделать вывод о том, что видимо Князь Михаил Тверской и есть Иисус Христос.
Но это как раз тот случай, когда торопиться не надо.
Все гораздо проще. Князя Михаила канонизировали в момент падения Казанского ханства. Это был госзаказ, срочно нужен был новый святой, который морально оправдал бы некрасивую историю с захватом чужой собственности. Нужно было срочно найти авторитетного святого мученика, несправедливо пострадавшего от татар. Тверской князь, убитый в Орде, был подходящим претендентом, а историю его убийства взяли готовую, гарантирующую святость, чуток переписав и адаптировав к обстоятельствам. То ли в условиях цейтнота времени на фантазию не было, то ли в те времена это было общепринятой политтехнологией.
Вот какие чудеса случаются, когда в историю надо впихнуть нового персонажа.
И как мы знаем еще большие чудеса случаются, когда из истории важного персонажа нужно убрать.
Сказки и былины, господа, вещи парадоксальные. Ни в одном историческом документе, ни в одной летописи не найдете вы даже следов упоминания об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
Оно и понятное дело, сказочные персонажи ведь!
Но спуститесь в пещеры Киевско-Печерской лавры и вы своими глазами увидите мумию (то бишь мощи) преподобного святого Ильи Муромца. А строгие научные изыскания расскажут вам, что жил преподобный во времена князя Владимира, погиб от страшного удара копья, раздробившего два ребра и пронзившего сердце, а особенности скелета говорят, что в детстве святой страдал серьезным заболеванием опорно-двигательного аппарата.
Так что сказка ложь, господа, но в ней намек. И к намекам этим порой надо прислушиваться более серьезно, чем принято.
Вот говорят русские сказки о каком-то Иван-Царевиче да Василисе-Премудрой. Да еще как говорят! Это главные персонажи русских народных сказок. А вот в русских летописях, да в исторических документах таких персонажей нет. Почти нет.
В них вообще много чего нет в этих летописях. Нет, например, целой эпохи, стыдливо называемой «смутным временем». Будто невидимый ластик стер целый пласт русской истории и размазал до неузнаваемости то, что под этим пластом лежит.
Знакомая картина не так ли? В Европейской истории этот хорошо знакомый нам ластик идет в дело, когда из нее изымается какой-то король или целый королевский род. Почему русская история должна быть исключением?
Любая историческая книга, любая летопись перечислит нам всех русских царей. Царю Ивану III, наследовал царь Василий III, царю Василию царь Иван Васильевич Грозный, Ивану Грозному его сын Федор, потом зять Борис, потом Лжедмитрий, Потом Шуйский, кажется, уверенности нет чехарда смутного времени.
Все летописи едины в описании этой чехарды.
Все, кроме одной.
Каким-то неведомым образом, в монастырской библиотеке враждебного Москве рязанского княжества уцелела рукопись, которая во всех деталях соотвествует известному московскому летописному своду. Во всех деталях, кроме одной детали. Царю Ивану III в ней наследует не царь Василий, а царь Дмитрий. Тот самый, который был сыном Ивана-Царевича и Василисы Премудрой.
Но подробности этой истории вам придется ждать еще две недели.
13.12.2007
Теги: Василиса Прекрасная
Иван Царевич
Илья Муромец
сказки
|