|
Музыкальный вторник с Кугаем № 3
480 слов о культуре
Во что же превратила эту цивилизацию культура
Казалось бы, ходили себе наши предки на сенокосы с косами и граблями через плечо и пели себе песни, красивые и разные, печальные и веселые. Так что же натолкнуло нас на мысль, что этого мало? По мне, так ответ вполне очевиден. Иногда жадность, иногда тщеславие, а иногда и зависть.
Начнем с последнего. Государства развивались неравномерно, а, следовательно, кому-то жилось хорошо, кому-то чуть хуже, а кому и вовсе невмоготу. Не буду зарываться в самую гущу прямо сейчас. Вот, например, излюбленное историками и поклонниками реформаторской деятельности Петра I противопоставление: Россия и Европа. Ну да. Пока в допетровские времена наших царей развлекали балалаечники и гусляры или, как сейчас бы сказали, ансамбли народной песни и пляски, в церквях и соборах Европы трудились легендарные композиторы. Меркантильные, страдающие от нехватки места европейцы заставили свою церковь стать более гибкой. Какая прелесть.
Но нашелся человек и вот так, сходу, прорубил окно в Европу. Меркантильные и алчные европейцы уже тогда бороздили просторы океанов. Значит: если у государства такие высокие показатели, нужно копировать это государство во всем. Ну, в чем сможем. И как сможем. Так, мало-помалу, российская музыка утопила русскую в авторстве.
А что тут, собственно, такого ужасного? Просто, если народную песню поют она живет, она проверена веками и самыми разными людьми. Думаете, и с композиторской то же самое? Не-а. Если композитор писал в XVII веке, мы только за это его должны почитать или, по крайней мере, анализировать. Детки еще долго будут отвечать на экзаменах о тех «крайне интересных» различиях музыки разных веков и направлений.
Все это неизбежно приводит нас к конфликтам. Иногда невинным рок и поп, а иногда довольно суровым музыка не соответствует идеологии государства, отсюда брежневские психушки и далекие северные воинские части.
Там где много нового раздолье личностям тщеславным. Так у нас, поначалу с тем, чтобы выделиться, появилась этническая музыка и опиумные курильни. Мода, а против нее не попрешь, как известно. Опиум это тебе не на сенокос с граблями
Ну, и, в конце концов, жадность, или, нейтральненько так, страсть к накоплению. Так у нас появились «подлинные меломаны». В них-то и заключается основная музыкально-политическая проблема. Они, как библиотеки, хранят доподлинную информацию о происхождении того или иного стиля, источнике вдохновения (!) того или иного альбома и т. д. и т. п. А, как известно, покуда есть культура со всеми ее различиями, будут и конфликты из-за этих самых различий.
Собственно, к чему это я? А, ну да! Просто спросить хотел: вы не задумывались о том, как ей, культуре, так выживать долго удается в условиях такой мощной глобализации? Мне кажется, потому что всегда есть люди, которые не могут делать сами, и им ничего не остается только паразитировать. У Pearl Jam вышел Riot Act. Безотносительный, чистый, не содержащий лишних признаков альбом доступной каждому музыки. И вот уже слышно:
- Ну так, а чего же вы хотели? Это типично для наивысшей фазы развития любой североамериканской рок-группы, начавшейся на стыке grunge и hard‘n’heavy!
16.03.2004
|
Ваш отзыв автору
|