| 
       
           |  | 
    
       | Музыкальный диалог по вторникам № 2 Нам message строить и жить помогает|  | Пятьдесят первой годовщине появления на свет великого русского композитора Леонида Аркадьевича Десятникова | 
  У Десятникова всё сошлось. Приехав из Харькова, сегодня он воспринимается как петербуржец par excellence. Поликультурный, полистилевой, полифоничный. Город и композитор нашли друг друга. Сам Десятников всю жизнь занимается переводом харьковского акцента в петербургский слог. 
 
 Музыка Десятникова  постмодернизм с человеческим лицом, пучок аллюзий и вязка смыслов, нанизанных на ось аллегории. Креативные контексты взрываются фейерверками значений. Содержательные поля вибрируют, вступая в смысловой контрапункт.Записки на манжетах Джерард Мэнли Хопкинс. Свинцовое эхо
 Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли
 В мире неизвестный узел, лента, снур, крючок,
 Ключ, цепь, замок, засов, чтобы удержать
 Красоту, сберечь ее, красоту, красоту,
 Чтоб не уходила бы от нас?
 Десятников пишет в самом им созданном и запатентованном жанре: каждое его сочинение  готовый к употреблению продукт высших вкусовых и стилевых свойств. Одним словом  bon mot.
 
 Вся его музыка  дискурс, диалог. То с самим собой  как в недавних «Детях Розенталя»: автоаллюзии сплетаются в единый клубок, называемый авторским стилем. То с конкретными персоналиями, сочинениями: получив квартиру в Ленинграде, он напишет «Вариации на обретение жилища» с темой из «Прощальной симфонии» папаши Гайдна.
 
 Десятников затрудняется в разговоре о собственной композиторской задаче, резюмируя и наставляя молодое поколение: «Скромные задачи надо перед собой ставить, товарищи, и все получится». Сам-то Десятников решает задачи вполне себе титанические: кому еще в рамках одной музыкальной фразы из «Детей Розенталя» удастся выразить весь пафос чувственного аффекта музыки Чайковского?
 
 Музыка Десятникова  театр текста. В послевкусии привычного ядерного коктейля сплетаются тексты литературные (где дорога от Державина до Сорокина пролегает через ОБЭРИУтов) и музыкально-стилевые. «По направлению к Лебедю» («Du cote de chez Swan») для двух фортепиано (1995): кружево, в котором Прустовский Сван оборачивается Лебедем Сен-Санса.
 
 Характернейший из Десятниковских кунштюков: Густав Малер. Симфония № 5 до-диез-минор. Адажиетто. Романтический апофеоз и закат. Музыка, одинаково знакомая кухарке, домработнице и банковскому клерку. Креми карамель. Леонид Десятников. «Эскизы к закату». Тиражируемые массовым сознанием сопли романтического героя  the very best of  материализованы пульсирующим битом танго. Никакого тебе струнного хора и арпеджио арфы: все предельно конкретно и трагично. Цинизм мающегося от бездуховности инструментального квинтета. Никакого романтического пафоса. Идея Малера доведена до логического завершения.
 
 Или вот еще: 1989 год, вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта». Десятников вкладывает в уста романтического героя Шумана и Шуберта слова Олейникова и Хармса («
о муха, о птичка моя
») и пишет самые трагические строчки музыкальной иудаики (сравните «Жука-антисемита» со скерцо из Первой симфонии того же Малера или с циклом «Из еврейской народной поэзии» Д. Д. Шостаковича).
 
 Каждое из интервью Десятникова достойно пера если не Пригова и Пушкина, то Пелевина. К примеру: «Я вчера заходил в один журнальный офис, к приятелю
 Мне говорят: «Вы к кому?». Я говорю: «К такому-то».  «Как вас представить?» «Хиндемит». Девушка сняла трубку и говорит: «Саша, к вам Хиндемит». Он говорит: «Пусть пройдет». Но девушка чувствует: что-то не так, предлагает: «Давайте мы вам пропуск выпишем. Как фамилия?» Я настаиваю: «Хиндемит»,  «А инициалы?»  «Леонид Аркадьевич».
 
 В сущности, вся музыка Десятникова  о красоте в эстетическом смысле. Ни один из современных русских или зарубежных авторов не обладает столь обостренным чувством музыкально-прекрасного. И пусть Леонид Аркадьевич рассказывает о том, что не делит музыку на «нетленку и прикладнуху», что все его сочинения куплены, записаны, сыграны (а с недавних пор еще и изданы  почти все). Слушая его музыку, мы все равно каждый раз будем задаваться извечным вопросом из стихотворения великого Геннадия Айги: «Как же можно быть такой красотою?»
 
 «Свинцовое эхо» для голоса и инструментов: в первых же тактах сочинения Десятников умудряется обьединить Стравинского и английских мастеров XVII века. Рецептура известна: барочный коктейль из Бёрда и Перселла сдобрен убийственно дословной цитатой из «Весны Священной». Вечный голос контратенора отзывается в сердце незаживающей раной. И хотя Десятников утверждает, что он-де как композитор «не носится с месседжем, как с писанной торбой», мы знаем: главный месседж его музыки  красота. Она нам строить и жить помогает.
 
 Контрапункт. Полифония. Вибрация смыслов. Все сошлось. Message delivered. 16 октября 2006 Леониду Аркадьевичу Десятникову исполнится 51 год.
 
 10.10.2006
 
 
 |  
 Ваш отзыв автору
 |  | 
 
 |