Загадки русского Средневековья с Константином Шурыгиным № 2
Средневековые первоисточники
Одной из проблем, связанной с изучением русского Средневековья, является удручающе скудное число исторических первоисточников. Число дошедших до нас средневековых документов относящихся, скажем, к 11 веку ничтожно мало. Да и те сохранились чудом.
Бытует мнение, что столь малое количество письменных средневековых документов объясняется регулярными пожарами деревянных русских городов. Конечно, рукописи в пожарах погибали. Но часто книги, исторические документы и летописи хранились в монастырских архивах, и до 18-го века дожило больше средневековых рукописей, чем это себе обычно представляют.
Случайная находка «Слова о полку Игореве» в ярославском монастыре привлекла внимание общественности к монастырским хранилищам, вызвав ажиотаж среди коллекционеров. На монастырские пергаменты обратили внимание и церковные иерархи.
Так, при посещении Юрьева монастыря в 1880-х годах новгородский митрополит Евгений, встретил у ворот воз в сопровождении монаха. Монах объяснил, что в монастыре решили прибраться к приезду высокого гостя и он везет выбросить в реку «разный сор и хлам». Среди «хлама» митрополит обнаружил отрывки книг XI века: «Псалтирь», «Житие св. Кондрата» и «Житие св. Феклы». (Последние две книги теперь являются древнейшими рукописями Российской национальной библиотеки).
После этого митрополит отдал указание составить опись всех старинных манускриптов, хранящихся в новгородских монастырях. Однако это лишь усугубило ситуацию.
Краевед В. С. Передольский в докладной записке в Императорскую комиссию в 1890 году жаловался, что при разборе старых бумаг Юрьева монастыря монахи все же утопили в Волхове 5 кулей книг. Настоятель Антониева монастыря сжег несколько мешков древних книг, пергаментных и бумажных рукописей из своего хранилища (опровергнув булгаковскую фразу «рукописи не горят»).
Монахи мотивировали это тем, что не желают «рыться в пыли да в птичьем помете», возиться с описью, а после того отвечать за сохранность раритетов. Поэтому они попросту избавились от «этого хлама» и честно отрапортовали наверх, что таковых рукописей у них не имеется.
Однако к 1917 году в Юрьевом монастыре все же сохранилось более 50 подлинных древнерусских писем и грамот. В том числе жалованная грамота князей Мстислава Владимировича и сына его Всеволода, написанная на пергаменте около 1130 года и скрепленная серебряной позолоченной печатью (ныне это древнейший памятник деловой письменности Древней Руси, сохранившийся в подлиннике).
Что же творилось с монастырскими архивами в более мелких монастырях даже представить трудно. После революции многие монастыри были превращены в тюрьмы, и о какой-то сохранности монастырских библиотек было сложно говорить. Какие-то фонды передавались в советские архивы, какие-то нет.
Хранение рукописей в советских архивах тоже оставляло желать лучшего. Время от времени документы списывались и уничтожались «за ветхостью». А чтобы расчистить переполненные хранилища в 30-е годы применялось «правило десятки»: если на 10-м стеллаже, на 10-й полке, в 10-й коробке, в 10-м деле, на 10-й странице не было ничего ценного, весь отдел шел в макулатуру. Бывало, что среди такой «макулатуры» рядовые сотрудники архива находили и спасали подлинные неопубликованные указы Петра Первого
Итого. Скудные летописи («В лето NN не бысть ничтоже.» «в году NN. ничего не было»), разрозненные записки заезжавших на Русь иноземных путешественников, да краткие «эпические песни» былины вот, похоже, и все, на основании чего можно судить о русском Средневековьи.
Казалось бы имеется «средство объективного контроля» археология, которая просто обязана поведать, как оно все было на самом деле, чтоб всё по честному, без обмана.
Но тут начинаются очередные проблемы.
Археология мало что подтверждает из письменных источников и много что опровергает. Она рисует картину русской истории но
мягко говоря
не вполне ту, которую мы представляли себе по учебникам. И, по словам директора Института археологии РАН Н. Макарова, в будущем ещё только предстоит написать «Историю глазами Археолога».
24.05.2007
Теги: история
монастыри
средневековье
|