Архив по тегу «классика»
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 18.12.2011
Евангельский призыв к поиску Божия Царства и его правды исторически оборачивался в России всегда тиранией коллективного начала — то в лице сакрально мыслимой власти, то ли в лице распоясавшейся черни с её кровавыми бесчинствами. Утопический выход видится в самовоспитании ответственной индивидуальной личности, формировании ею самой себя без посредства властителей дум и пастухов бессловесного стада, что для традиционного понимания человека русской культуры подобно смерти.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 27.01.2009
Что было особенно трогательным во время священных церемоний, так это хор. Гавайцы обладают ярко выраженной музыкальностью; но это было уникальным зрелищем — «Реквием» Моцарта исполнялся, даже если пианисту приходилось играть куском дерева, привязанным к руке, и даже если хору приходилось часто менять певчих, у которых болезнь подступала к горлу. Когда гавайская принцесса Лилиуокалани прибыла с визитом в Молокай, она плакала, слушая это нежное и прекрасное пение в исполнении хора несчастных. А они, огорченные, прервали пение, решив, что она плачет от ужаса.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 13.01.2009
Нет, ну правда. Взять вон хоть те же сборные оперные концерты, навязшие в зубах до полной неразличимости. Что наиболее позднее в них споют, если пренебречь нынешней модой на легкие жанры вообще и сарсуэлу в частности? Пуччини! А Пуччини, собственно говоря, умер аккурат в начале прошлого века, с какового начала уже эвон сколько прошло.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 25.11.2008
Нет, ну в самом деле. Ты подбираешь репертуар, разучивая что-нибудь не совсем уж заигранное, репетируешь, готовишься, и что толку? Посетители академических концертов требуют знакомых мелодий с не меньшим энтузиазмом, чем подростки на рок-фестивалях — главный хит с последнего альбома.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 11.11.2008
«Смысл!» — вещали адепты, многозначительно шевеля бровями. — «Он не в том, чтобы красиво петь или лихо играть на гитаре! Он в том, чтобы передавать ЧУВСТВА!». Перед чувствами полагалось пасовать: сколько бы ты ни лепетал о чувствах, вызываемых у тебя партитой, к примеру, Баха, всё пропадало втуне.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 22.09.2008
Пусть Лючия Попп едва выговаривает русское «прежде», пусть Виолетте будет пятьдесят, а Альфреду сорок, пусть кладбище за спиной Дон Жуана нарисовано на холсте. Но пусть Виолетта любит Альфреда, а Пеллеас — Мелисанду, пускай Сантуцца заклинает Турриду: не оставляй меня!
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 24.06.2008
Боже мой, как это прекрасно, вздыхает собеседник, судорожно вспоминая про себя сакраментальное БУ-БУ-БУ-БУУУУ! со школьных уроков музыки и с опаской косясь на человека, согласного подвергаться ЭТОМУ добровольно и регулярно. Боже мой! — и тут же начинает ожидать от тебя напряженной духовной жизни, душевной тонкости и гуманизма невиданных масштабов.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 17.06.2008
Нет, первые пять раз это даже забавно. Щас я вам ужо, чтоб душа развернулась и свернулась, думаешь ты, вспоминая для полноты картины несчастную первую любовь и надеясь, что ей икается. Ууу, думаешь ты, выходя на сцену какой-нибудь Джильдой, изверг, а еще студентом прикидывался, что скажет папа!
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 29.04.2008
На всех парах пролетев первый куплет и спев даже первую строчку второго, я внезапно обнаружила себя поющей продолжение
первого куплета. Мда, подумала я, судорожно припоминая параллельный русский перевод в нотах. Перевод обещал райское блаженство всему живому. В подробностях. Решив, что подробности райской жизни, в общем, вполне взаимозаменимы, я изо всех сил сосредоточилась на том, чтобы хоть третий куплет как-то отличался текстом от первого.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 15.04.2008
И вот, укрытый музыкой, композитором, текстом, ты своим собственным голосом говоришь о себе то, что едва ли отважишься или сумеешь сказать иначе.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 01.04.2008
Такт за тактом разворачивался, наплывал до ноты знакомый концерт Баха, толпа подалась вперед, чтобы не упустить ни единого звука — и тут раздался голос давешней валькирии: немедленно отойдите от бортика, у нас все аварийное, я вызову охрану!
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 18.03.2008
Взять, например, первую часть третьего скрипичного концерта Моцарта в ней больше смешного, чем в полном архиве КВНа. Особенно как дойдет до этих изумительных «тирьям-пам-пам-пам-пам, тирьям-пам-пам-пам-парам» в начале второй минуты, а?
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 26.02.2008
И как-то делается неловко за недоученные в детстве слова польского гимна, сочиненного Огинским же, за давно позабытый язык и за отвратительный этот электронный писк в московском метро, по чьей-то злой воле изображающий начальные такты «Прощания с Родиной».
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 19.02.2008
От удачного камерного концерта остается впечатление какой-то неофициальной, «самодельной» игры и очень личного взаимодействия между музыкантами, будто делаешься свидетелем живого разговора, где равно уместны и мимолетное откровение, и дружеская шутка.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 22.01.2008
Тут надо заметить вот что: в академической музыке есть некий набор названий и авторов, который упоминать вроде как бы и неприлично. Вивальди, например. Или Штраусов. Ну кто же в здравом уме и твердой памяти любит Штраусов?
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 11.12.2007
Баху в смысле подтекстовок никогда не везло: чего стоит хотя бы пресловутая тема ре-мажорной фуги из «Хорошо темперированного клавира», переложенная на фразу «Коровка Машка пошла-а гу-улять», или соль-минорной «Хра-ни-те день-гиии в сберега-а-ательной кас-се!».
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 13.11.2007
Не сумеешь так разъять свою смешную жизнь, чтобы отделить музыку: вокализ Рахманинова от первой, торжественно проваленной любви, «Щелкунчика» от первого снега, «Тихую ночь» от Рождества.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 30.10.2007
Лирика плохо сочетается с вопросами рентабельности и издержек наверное, можно сделать «литературно-художественное радио» самоокупающимся, если как следует задаться целью, но проще и дешевле обойтись без литературы и художеств.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 18.09.2007
Тот самый Вивальди учился композиции у того самого Легренци, который написал те самые прекрасные мотеты, которые так здорово спел Ярусски.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 04.09.2007
Высокое искусство, твердят поборники приличий, должно подаваться в соответствующей обстановке, дабы в полной мере соответствовать. Не смейте, говорят, ступать на ковры наших концертных залов в ваших ужасных джинсах!
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 31.07.2007
Временами посреди ночи я поднимаюсь внезапно, как на парад и долго всматриваюсь, стараясь разглядеть в сумраке завиток ускользнувшего сновидения. Первый глоток воздуха приводит меня в чувство, и я начинаю думать о себе как о человеке, как о том, кто проснулся ночью. Смотри-ка, весь мир уснул, уснули стены, пол, постель и потолок, один одинёшенек ты, вертикален как перст.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 24.07.2007
Музыка вообще ценна пространством идеального диалога, возможностью выявить то, для чего немыслимо найти слова, смутные, едва намеченные душевные движения, или наоборот, выплеснуть что-то огромное, властное, что не вместит никакая иная форма.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 17.07.2007
Иногда кажется, что это такой специальный подвид музыкантов: при лелеемых кудрях и горящих взглядах при всем том, что нынче называется «имиджем». Они играют и дижируют по-разному, лучше или хуже, но на них прочно установилась уже неоспоримая мода.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 10.07.2007
Сей Авеллони без тени улыбки сообщил мне недавно, что если представить себе существование Бога Растений, то его прямое земное воплощение мы можем сегодня наблюдать в моей оранжерее.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 03.07.2007
Классическая музыка, в теории, есть занятие исключительно возвышенное и благостное. На практике, однако ж, зачастую получается не совсем так: куда там главнокомандующим, когда сходятся насмерть два меломана, каждый за своего любимого исполнителя. Но воистину горе тем, против кого оные меломаны сумеют объединиться.
|
|
|
|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским // 12.04.2005
В оркестровой практике существует привычка говорить «музыканты и дирижер». Это довольно важный момент дирижера называют музыкантом тогда и только тогда, когда других слов для похвалы найти просто невозможно. Во всех остальных случаях дирижер по отношению к артистам оркестра и в самом деле не «музыкант», поскольку является представителем принципиально иного класса людей.
|
|
|
|
|