|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка № 18
Сурок возмутительно несерьезный, или Приключения Россини вечером пятницы
|
Меня он попросил за метр спагетти
Исполнить шесть капризов Паганини,
А Паганини стал такой капризный!
Все просит он то выше взять, то ниже,
На третьем у него порвались струны,
На пятом он натер себе смычок
Отборнейшей иранской канифолью
Народная пародия на «Труффальдино из Бергамо» |
Не так давно собралась это я на дружественный концерт: предпраздничный, думаю, вечерок, музыки приятной поиграют, что бы не сходить. Программу глянула еще предварительно: вечером рабочей пятницы, сказать по правде, меня редко хватает на мыслительные подвиги, а хочется все больше чего-нибудь необременительного Россини вон, например, или моцартовский дивертисмент, словом, развлеките меня и увеселите. С тем и отправилась.
Играли, надо сказать, с чувством особливо когда дело дошло до Россини: кое-как представляя себе арию в исходном, вокальном ее виде, я от взятых темпов и общего напора поначалу вздрогнула, но дело пошло уверенно и с куражом, да и играющим процесс явно доставлял недюжинное удовольствие. Где-то на заднем плане восторженно пищал младенец, одобряя репертуар, веселый композитор Россини блистал в лучших собственных традициях, рожа моя неудержимо расплывалась в улыбке
и тут меня зачем-то угораздило обернуться.
А сидела я, собственно, на первом ряду все выгодные места заняли более шустрые слушатели, пока я ошивалась кругом книжных полок в прилегающем к залу магазинчике. Обзор, то есть, открывался богатый. И в богатом этом обзоре уверенно преобладали лица, на которых во-о-от такими буквами были начертаны осмысление и приобщение к высокому искусству. Ой, подумала я и быстренько отвернулась обратно, застеснявшись собственной непричастности к осмыслению и неумеренно жизнерадостной рожи. Ой, подумала я еще раз, скроила физиономию поприличней и скосила глаза на сидевшую неподалеку даму в титанических бусах. Дама царственно поглядывала на играющих, слегка покачивала в такт непоколебимой прической, но лицом была иконописно-сурова Россини, я подозреваю, поперхнулся бы фирменной котлетой. Чудна, подумала я, чудна дела твоя, боженька.
Тут надо заметить, что я у нас, конечно, никак не обременена особенно серьезным отношением к чему бы то ни было. Что меня, безусловно, еще погубит. Возможно, именно поэтому ненулевое количество академической музыки представляется мне
эээ, как минимум, забавным. Причем это может быть не только заведомо комическая опера, но и, положим, какая-то инструментальная пьеса, нимало не оснащенная внятно прописанной программой или заголовком «Шутка Баха». Взять вот, например, первую часть третьего скрипичного концерта Моцарта в ней, по-моему, больше юмора, чем в полном архиве КВНа. Особенно как дойдет до этих изумительных «тирьям-пам-пам-пам-пам, тирьям-пам-пам-пам-парам» в начале второй минуты, а? Нет, у меня всегда было странное представление о юморе, но хотя бы из статистических соображений должен же его кто-нибудь разделять
Но ладно, ладно, бог с ним, со скрипичным концертом. Возьмем дивертисмент: как учит нас энциклопедический словарь, «дивертисмент род бытовой музыки, обозначение инструментальных произведений, служивших главным образом развлекательным целям». Тот же выслушанный давеча Моцарт: с исполнением ему повезло, на мой вкус, несколько меньше, чем дальнейшему Россини, но в каком-то объеме свои развлекательные цели он соблюл, особенно в части альтовой партии. И что вы думаете? Большинство присутствующих исправно вникало и осмысляло с исключительно возвышенными лицами, не смущаясь ни целями, ни исполнением, ни, в конце концов, вечером рабочей пятницы. Люди вдумчиво искали себе глубокий философский смысл и, по лицам судя, вполне успешно его находили чудеса, да и только.
Я в таких случаях всегда вспоминаю свою квартирную хозяйку. Она, придя пешком в Москву из южной глубинки, а затем полсотни лет проработав на заводе водителем всего, что движется, от трактора до башенного крана, к академической музыке не ахти причастна: мои попытки пиликать на скрипке, например, исправно приводят ее как минимум в недоумение, и никому не рекомендую отнести этот феномен на счет моего персонального скрипичного мастерства. Но годах примерно в шестидесятых премировали ее билетом в консерваторию, на некий фортепианный концерт. Афиши, говорит, по всему городу висели, а как мы к залу-то подошли, там толпища стоит, и все просят: нету лишнего билетика? Ну, сели мы, вышел лохматый какой-то и как заиграет: прямо вот как дождик идет, речка бежит, птички летят и я сижу, говорит, улыбаюсь, хорошо так, а Зойка наша, учетчица, меня за рукав дергает и шипит: что ты, мол, сиди прилично! Ну я и сижу. Улыбаюсь.
Вот и я, бывает, сижу: хорошо так, а если дойдет дело до этих изумительных тирьям-пам-памов, то и вовсе не удержаться. А?
18.03.2008
Теги: классика
музыка
смешное
|
Ваш отзыв автору
|