Архив по тегу «музыка»
|
Топ-модели Шакипеша // 08.09.2010
В 1955 у молодого водителя грузовика Элвиса Пресли вдруг прорезался мощный музыкальный талант и началась его стремительная карьера. Чарли Паркер посоветовал студии обратить внимание на юный талант, и в том же году был найден мертвым в своей квартире. Его смерть была столь же загадочна, что и смерть многих других великих музыкантов.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 11.10.2009
Они становятся в круг и начинают мерное движение против часовой стрелки — омут, водоворот, готовый поглотить всякого, кто окажется на пути. Их лица блестят от пота, тела, кажется, имеют столько сочленений, что возникает сомнение в их принадлежности к роду людскому.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 27.01.2009
Что было особенно трогательным во время священных церемоний, так это хор. Гавайцы обладают ярко выраженной музыкальностью; но это было уникальным зрелищем — «Реквием» Моцарта исполнялся, даже если пианисту приходилось играть куском дерева, привязанным к руке, и даже если хору приходилось часто менять певчих, у которых болезнь подступала к горлу. Когда гавайская принцесса Лилиуокалани прибыла с визитом в Молокай, она плакала, слушая это нежное и прекрасное пение в исполнении хора несчастных. А они, огорченные, прервали пение, решив, что она плачет от ужаса.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 13.01.2009
Нет, ну правда. Взять вон хоть те же сборные оперные концерты, навязшие в зубах до полной неразличимости. Что наиболее позднее в них споют, если пренебречь нынешней модой на легкие жанры вообще и сарсуэлу в частности? Пуччини! А Пуччини, собственно говоря, умер аккурат в начале прошлого века, с какового начала уже эвон сколько прошло.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 06.01.2009
Я заглянул в Небеса и возопил: Господи, зачем люди пьют? И Господь улыбнулся мне сверху — сочувственно и немного лукаво, погрозил пальцем, и одним махом задёрнул занавеску.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 16.12.2008
Напоминает ли звук их движения скрип несмазанного колеса телеги? Или визг алмазного сверла, прободающего железо? Или смех эльфов-шалунов в утреннем набоковском саду? Или, может быть, звук полёта планет связан с нашим о них мифологическим представлением: Марс летит с бряцанием и громыханием, а Венера — с лёгким шелестом, таким же как шелест юбок Наташи Ростовой на первом балу?
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 09.12.2008
Что всякий раз заново удивляет и безмерно трогает в польских песнях — та очеловеченность, живая теплота, с которой пересказываются евангельские сюжеты. Маленький Иисус лежит в яслях и плачет — мама не нашла для него рубашечки, потому что была слишком бедна, и сняла с головы платок, чтобы закутать сына.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 02.12.2008
Под моими окнами, на три этажа ниже, метался человек в синей футболке и пытался ловить чемоданы на лету, голыми руками. Чемоданы летели слишком быстро, с ускорением 9,8 м/с², они выскальзывали из его рук, падали на асфальт и с треском разламывались, раскрывались, пуская содержимое по ветру.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 25.11.2008
Нет, ну в самом деле. Ты подбираешь репертуар, разучивая что-нибудь не совсем уж заигранное, репетируешь, готовишься, и что толку? Посетители академических концертов требуют знакомых мелодий с не меньшим энтузиазмом, чем подростки на рок-фестивалях — главный хит с последнего альбома.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 18.11.2008
Доктор Попеску никогда не занимался подсчётами, но по моим соображениям, у него дома было что-то около тридцати-сорока тысяч дисков.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 11.11.2008
«Смысл!» — вещали адепты, многозначительно шевеля бровями. — «Он не в том, чтобы красиво петь или лихо играть на гитаре! Он в том, чтобы передавать ЧУВСТВА!». Перед чувствами полагалось пасовать: сколько бы ты ни лепетал о чувствах, вызываемых у тебя партитой, к примеру, Баха, всё пропадало втуне.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 21.10.2008
Люди безумны все до единого, но есть те, чьё безумие созвучно твоему собственному, и прочие, чьё безумие вынуждает тебя сохранять дистанцию, держаться на расстоянии.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 14.10.2008
Цирковым, ёрническим пассажам Scherzo мы внимали уже снаружи, удивляясь неожиданным ритмическим совпадениям — мельтешение кулаков, ребристых подошв, выпученные глаза, раззявленные рты, ватные, потусторонние — из-за стены — аккорды венского рояля. На мгновение в моём поле зрения мелькнуло окровавленное лицо дяди Коли — он смеялся.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 07.10.2008
Музыкальный клуб, и даже певцы из Метрополитана, настоящие певцы из настоящего оперного театра, может быть, даже что-то вроде благоговения перед ними: вот они, люди, ведущие идеальную, такую желанную жизнь. И они дружно, наперебой, утверждают, что ты поешь блестяще, просто замечательно. Что тебе надо подумать о серьезной карьере. Хохот в зале, списываемый на зависть и недоброжелательность, подбадривающие друзья.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 30.09.2008
Мужик — это что-то такое, знаешь ли, косноязычное, бахвалящееся своими достижениями — мнимыми как правило, трусоватое, когда имеет дело с вышестоящим начальством, и подлое, когда речь идёт о малолетках. Животик у него имеется, у мужика, и лысинка, и на работу он частенько приходит с пивным запашком. И ноги у него воняют.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 22.09.2008
Пусть Лючия Попп едва выговаривает русское «прежде», пусть Виолетте будет пятьдесят, а Альфреду сорок, пусть кладбище за спиной Дон Жуана нарисовано на холсте. Но пусть Виолетта любит Альфреда, а Пеллеас — Мелисанду, пускай Сантуцца заклинает Турриду: не оставляй меня!
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 16.09.2008
Когда я был совсем маленьким, любимым времяпровождением было музицирование на кастрюльках и тазиках: я ударял по металлу чайной ложечкой и ждал пока звук обежит круг и вернётся. Череда биений, всплесков и затуханий завораживала меня. Мама припоминает, что в эти часы я был похож на учёного, который ставит опыт в лаборатории и внимательно следит за результатами.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 24.06.2008
Боже мой, как это прекрасно, вздыхает собеседник, судорожно вспоминая про себя сакраментальное БУ-БУ-БУ-БУУУУ! со школьных уроков музыки и с опаской косясь на человека, согласного подвергаться ЭТОМУ добровольно и регулярно. Боже мой! — и тут же начинает ожидать от тебя напряженной духовной жизни, душевной тонкости и гуманизма невиданных масштабов.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 17.06.2008
Нет, первые пять раз это даже забавно. Щас я вам ужо, чтоб душа развернулась и свернулась, думаешь ты, вспоминая для полноты картины несчастную первую любовь и надеясь, что ей икается. Ууу, думаешь ты, выходя на сцену какой-нибудь Джильдой, изверг, а еще студентом прикидывался, что скажет папа!
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 10.06.2008
Итак, нас интересует четвёртый, самый простой и надёжный способ удлинения пальцев, и состоит он в следующим: ты держишь руки над столом пальцами вперёд и внимательно рассматриваешь тень, которую они отбрасывают на поверхность стола.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 03.06.2008
И ты, ничего, отправляешься себе на этот самый зачетик, предварительно насмерть вызубрив свое пиликанье. Топчешься у дверей, называют твою фамилию, входишь, сжимая скрипочку в стремительно холодеющих лапках, и чувствуешь почти физически, как бесследно растворяются в мировом эфире заученные штрихи и ноты.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 20.05.2008
Понадобилось пол года упражнений, невероятно изощривших способность к избирательному восприятию звуковых колебаний, чтобы воспитать племя мутантов-слухачей. Один из двадцати пяти кандидатов становился выпускником школы.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 06.05.2008
Маэстро, казалось, вовсе не догадывался о присутствии публики: обрывал звук где придётся, хмыкал, недовольно хмурился, отпускал нелестные (порой непристойные) замечания по поводу качества того или иного инструмента. Зато как только его поиски увенчались успехом, мне досталась прелестнейшая вещица Леклера, сыгранная на сей раз от начала до конца.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 29.04.2008
На всех парах пролетев первый куплет и спев даже первую строчку второго, я внезапно обнаружила себя поющей продолжение
первого куплета. Мда, подумала я, судорожно припоминая параллельный русский перевод в нотах. Перевод обещал райское блаженство всему живому. В подробностях. Решив, что подробности райской жизни, в общем, вполне взаимозаменимы, я изо всех сил сосредоточилась на том, чтобы хоть третий куплет как-то отличался текстом от первого.
|
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 15.04.2008
И вот, укрытый музыкой, композитором, текстом, ты своим собственным голосом говоришь о себе то, что едва ли отважишься или сумеешь сказать иначе.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 08.04.2008
Музыка не похожа на командование войсками. Когда со всех сторон раздаются воинственные крики, храбрейшие воины падают замертво. Когда стрелы так и норовят впиться в тело, не знаешь проживёшь ли ещё мгновение или вот-вот присоединишься к тем, кто неподвижно лежит на поле брани.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 01.04.2008
Такт за тактом разворачивался, наплывал до ноты знакомый концерт Баха, толпа подалась вперед, чтобы не упустить ни единого звука — и тут раздался голос давешней валькирии: немедленно отойдите от бортика, у нас все аварийное, я вызову охрану!
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 25.03.2008
Шести лет от роду мама привела меня в музыкальную школу. Виолончель вначале показалась огромной, она и в самом деле была больше меня самого, но когда я услышал её звук, испугался по-настоящему. Так испугался, что наделал в штаны.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 18.03.2008
Взять, например, первую часть третьего скрипичного концерта Моцарта в ней больше смешного, чем в полном архиве КВНа. Особенно как дойдет до этих изумительных «тирьям-пам-пам-пам-пам, тирьям-пам-пам-пам-парам» в начале второй минуты, а?
|
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 04.03.2008
Прилив отступает, вымывая из пещер мелкие камешки и птичьи перья, ничего не оставляя после себя, и ты оказываешься снова один, в темноте: музыка кончилась, надо вставать, идти куда-то, что-то делать со своей собственной историей, с жизнью, в которой растворены, будто соль в морской воде, и вера, и любовь, и радость.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 26.02.2008
И как-то делается неловко за недоученные в детстве слова польского гимна, сочиненного Огинским же, за давно позабытый язык и за отвратительный этот электронный писк в московском метро, по чьей-то злой воле изображающий начальные такты «Прощания с Родиной».
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 19.02.2008
От удачного камерного концерта остается впечатление какой-то неофициальной, «самодельной» игры и очень личного взаимодействия между музыкантами, будто делаешься свидетелем живого разговора, где равно уместны и мимолетное откровение, и дружеская шутка.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 12.02.2008
Бедный Йозеф! Как ни старался он научить пернатого какому-нибудь словечку или выражению из тех, каким принято учить попугаев, ничего не выходило!
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 05.02.2008
Так вот, никому избыток музыкального слуха и прочих прилагающихся благостей не нужен? Безд-возд-мезд-но, знаете ли, то есть, даром. А то у нас давеча на остановке музыкальный киоск открыли и колоночки наружу повывесили, а мне пешком до метро ходить лень.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 29.01.2008
ДД: Не была ли жизнь музыкантов проще в золотые времена классицизма и барокко?
БФ: Нет. У них были вши.
ДД: Но ведь вши были у всех, не только у композиторов
БФ: Но композиторские вши это как-то особенно обидно, не правда ли?..
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 22.01.2008
Тут надо заметить вот что: в академической музыке есть некий набор названий и авторов, который упоминать вроде как бы и неприлично. Вивальди, например. Или Штраусов. Ну кто же в здравом уме и твердой памяти любит Штраусов?
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 15.01.2008
Наконец, учёные находили лекарство от смерти и вручали его мне в виде огромной белой таблетки. Отныне я не умирал никогда, но жил вечно.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 01.01.2008
Боюсь, Сократ, я разочарую тебя, ибо сейчас поведу себя вовсе не так, как полагается философу. Оправдание мне только одно: я не навязывался к тебе в собеседники, и не моя вина, что я принимаю вещи по-иному, не так, как привычно тебе.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 18.12.2007
В Армении есть старые придорожные камни, покрытые тончайшей резьбой настолько тонкой, что с пяти шагов такой камень можно принять за обработанный временем, а не человеком. И лишь приблизившись на определённое расстояние, вдруг, застигнутый врасплох, осознаёшь степень заблуждения. Происходит мгновенное наведение на резкость, аккомодация. Взгляд теряется среди возникшего внезапно, как судорога, сплетения образов.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 11.12.2007
Баху в смысле подтекстовок никогда не везло: чего стоит хотя бы пресловутая тема ре-мажорной фуги из «Хорошо темперированного клавира», переложенная на фразу «Коровка Машка пошла-а гу-улять», или соль-минорной «Хра-ни-те день-гиии в сберега-а-ательной кас-се!».
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 04.12.2007
В музыке тишина это ожидание звука. Не такая как у Кейджа когда человек думает, что в зале тихо потому, что пианист не играет, а такая как у Фельдмана когда музыка есть, но в ней нет ничего, помимо тебя и твоего колоссального одиночества в мире, расширяющегося и множащегося подобно протуберанцам Большого Взрыва.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 27.11.2007
Монах выполнил просьбу, икона была помещена в маленькой часовне и почти сразу начала истекать елеем, целебным для больных и не убывающим, сколько бы его ни брали.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 20.11.2007
Можно танцевать КАК БЫ глазами, но внутри. Понимаешь? Глаза всем видно. А когда танцуешь внутри, никто не видит, что ты танцуешь.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 13.11.2007
Не сумеешь так разъять свою смешную жизнь, чтобы отделить музыку: вокализ Рахманинова от первой, торжественно проваленной любви, «Щелкунчика» от первого снега, «Тихую ночь» от Рождества.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 06.11.2007
Тут появляется Ирод, похожий на мясника Бартоломео огромный, бородатый, с выпученными глазами и кривыми ногами. Ангелы не позволяют ему войти: так и швыряют в лицо пригоршни снега, так и хлещут ветром справа и слева
Он, конечно, плачет и бежит к мамке жаловаться. Тут выходит Иисус, в сиянии Славы своей и восклицает: «Всё, можно больше не волноваться, я родился!»
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 30.10.2007
Лирика плохо сочетается с вопросами рентабельности и издержек наверное, можно сделать «литературно-художественное радио» самоокупающимся, если как следует задаться целью, но проще и дешевле обойтись без литературы и художеств.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 23.10.2007
К сожалению (или к счастью) ЛСД в моём распоряжении не было, поэтому я решил ограничиться техническими приёмами, которые предлагал Гроф для путешествия в мир коллективного бессознательного. Я полностью расчистил одну из комнат огромной квартиры, доставшейся мне по наследству от дедушки, и назвал комнату «Кабинетом Мастера Превращений».
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 16.10.2007
Вся человеческая культура и есть, по большому счету, страсть о Боге и себе самом и эта страсть, не нашедшая удовлетворения в религии или не пробившаяся сквозь разум, зачастую возвращается к истоку.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 02.10.2007
Именно эта вещность, осязаемость инструментов, слышимая в призвуках, успокаивает иллюзией, что музыка конечна, её можно узнать и подчинить себе, присвоить и тем самым как будто избавиться от неумолимой власти лучшего из наваждений.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 25.09.2007
Наталья Гутман дышит с присвистом. Растропович всхлипывал. Кремер на сцене похож на старую обезьяну. Глен Гульд мычал (мечтательно). Ким Кашкашьян всхлипывает, но по-женски отчаянно. Башмет красиво откидывает голову. У Губайдулиной на сцене страшный ведьмин взгляд.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 18.09.2007
Тот самый Вивальди учился композиции у того самого Легренци, который написал те самые прекрасные мотеты, которые так здорово спел Ярусски.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 11.09.2007
Голос орган осязания, нечто такое, что можно протянуть навстречу, чем можно коснуться. Я способен использовать его наподобии ладони, стирающей пыль с полированной поверхности, в качестве боевого снаряда или стрелы с раздвоенным наконечником.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 04.09.2007
Высокое искусство, твердят поборники приличий, должно подаваться в соответствующей обстановке, дабы в полной мере соответствовать. Не смейте, говорят, ступать на ковры наших концертных залов в ваших ужасных джинсах!
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 31.07.2007
Временами посреди ночи я поднимаюсь внезапно, как на парад и долго всматриваюсь, стараясь разглядеть в сумраке завиток ускользнувшего сновидения. Первый глоток воздуха приводит меня в чувство, и я начинаю думать о себе как о человеке, как о том, кто проснулся ночью. Смотри-ка, весь мир уснул, уснули стены, пол, постель и потолок, один одинёшенек ты, вертикален как перст.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 24.07.2007
Музыка вообще ценна пространством идеального диалога, возможностью выявить то, для чего немыслимо найти слова, смутные, едва намеченные душевные движения, или наоборот, выплеснуть что-то огромное, властное, что не вместит никакая иная форма.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 17.07.2007
Иногда кажется, что это такой специальный подвид музыкантов: при лелеемых кудрях и горящих взглядах при всем том, что нынче называется «имиджем». Они играют и дижируют по-разному, лучше или хуже, но на них прочно установилась уже неоспоримая мода.
|
|
|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем // 10.07.2007
Сей Авеллони без тени улыбки сообщил мне недавно, что если представить себе существование Бога Растений, то его прямое земное воплощение мы можем сегодня наблюдать в моей оранжерее.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 03.07.2007
Классическая музыка, в теории, есть занятие исключительно возвышенное и благостное. На практике, однако ж, зачастую получается не совсем так: куда там главнокомандующим, когда сходятся насмерть два меломана, каждый за своего любимого исполнителя. Но воистину горе тем, против кого оные меломаны сумеют объединиться.
|
|
|
|
Перемены истории с Виктором Сонькиным // 01.06.2006
Первая в мире программная симфония, первое музыкальное описание наркотических ощущений, бурный виртуальный роман так началась карьера Гектора Берлиоза. В своих воспоминаниях он недаром удивлялся, что его рождение не было ознаменовано чудесами, предвещающими появление на свет истинного гения.
|
|
|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским // 14.02.2006
Многим людям кажется, что для того, чтобы получать настоящее удовольствие от музыки, нужно долго учиться и много знать. В действительности, даже если говорить об уровне игры, скажем, скрипачей — практически любой человек с улицы, услышав игру двух исполнителей, безошибочно сможет отличить хорошее от плохого, а главное, получить от хорошего исполнения удовольствие.
|
|
|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским // 17.01.2006
Таланты сами по себе никуда не делись. А вот очевидный недостаток возможностей для их внятной самоорганизации слегка настораживает. Собственно, именно здесь пролегает демаркационная линия между искусством и пресловутой индустрией.
|
|
|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским // 12.04.2005
В оркестровой практике существует привычка говорить «музыканты и дирижер». Это довольно важный момент дирижера называют музыкантом тогда и только тогда, когда других слов для похвалы найти просто невозможно. Во всех остальных случаях дирижер по отношению к артистам оркестра и в самом деле не «музыкант», поскольку является представителем принципиально иного класса людей.
|
|
|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским // 21.02.2005
Невозможно понять, музыка кого из наших современников через сто лет будет считаться «музыкальным памятником». Сегодня мы называем Верди великим оперным композитором, а когда-то он носил прозвище «Атилла человеческих голосов». Первая постановка оперы «Кармен» провалилась, а один из критиков написал о Бизе, что он знает многое, чему не учат в консерваториях, но не знает ничего из того, чему там учат.
|
|
|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским // 19.10.2004
Читая записи в нотах, постепенно начинаешь понимать, насколько ничего не изменилось за все это время. Меняются времена, люди в оркестре меняются, певцы, дирижеры но все-таки что-то остается. Что-то помимо времени и людей.
|
|
|
Музыкальный вторник с Кугаем // 27.04.2004
Представьте себе The Beatles поющими не о безответной и несчастной любви к женщине, но о вполне взаимной и торжествующей любви к жизни. Представьте себе The Beatles поющими не о том, как любовь перевернет этот мир, а о том, как этот мир переворачивается от одного существования вас.
|
|
|
|
|
|