Архив по тегу «философия»
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.12.2010
Эти мысли о том, как разговаривать о Боге НЕ следует, включают и свою противоположность. Додуманы в виде комментария и интерпретации на слова известного испано-индийского религиозного мыслителя и католического священника Рамона Паниккара.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 03.07.2010
Всякое непростое явление можно рассматривать чрезвычайно просто, походя — что нередко, как гласит поговорка, хуже воровства. А можно с рассуждением. Назовём эти разные взгляды — условными ипостасями: обывателем, любителем, языковедом-занудой, идеологом, философом, историком-культурологом, богословом, религиоведом и мистиком. Попытаемся для начала отрефлексировать свою позицию.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.06.2010
Грамматика мышления, каким его понимал Мамардашвили, как и структура Евангельской веры — в их перпендикулярности любой конструкции, мыслительной и общественной. Лишь освоивший эту грамматику свободы станет тенью для зла. По этой же причине мир горизонтальных измерений не может не счесть Философа экстремистом.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 30.05.2010
Нет реальности как таковой, помимо её описания. Последнее образует ткань традиции. Укоренённый в религиозной традиции человек подобен одетому в тонкие, изящные одежды. И красиво, и защищает от непогоды. Однако мода на пластиковые эрзацы, похоже, добралась и сюда.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 27.02.2010
Ленин считал, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». И действительно, любой человек, вопреки безмыслию «единомыслия» рискующий самостоятельно думать, выпадает из матки социального конформизма. Даже помимо своего желания он не может не выглядеть опасным экстремистом.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 13.01.2010
В этой заметке представлен небольшой экскурс на «бреющем полёте» в сравнительную религиозную психологию и философию, с обозрением особенностей католической мистики, малознакомой её православным оппонентам. Чему вообще может нас научить чуждость — текста, опыта, метафорики?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 23.11.2009
Вниманию предлагаются размышления над одной из центральных метафор многих религиозных традиций — образом Пути. Каждая религия по-разному описывает его. Что при этом мог бы сказать посторонний метафизик, пытающийся окинуть взглядом явления в их целостности, но не чуждый и явственно субъективной точки зрения?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 12.11.2009
Весть о смерти выдающегося учёного-физика Виталия Гинзбурга, последовательного атеиста по мировоззрению, много на мировоззренческие темы публиковавшего, подвигла меня вновь поразмышлять над такими вопросами, как атеизм и религиозная вера и их душевная обусловленность, наука и мировоззрение, клерикализм и религиозные предрассудки, а также над тем, чего никому никогда ещё не удалось избежать.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 01.11.2009
Кажется, древние языческие боги торжественно возвращаются в наше «постхристианское» сознание, циклически возрождаясь, как им и положено. Находя площадку души чисто выметенной от прежних христианских «предрассудков». В числе которых — скепсис по отношению к насильно и извне навязываемым сознанию паническим страхам. Именно поэтому terror, то есть ужас бытия, приобретает злобно свербящий суффикс, становясь идеологией терроризма.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.10.2009
Навряд ли возможно выдумать ещё какую-нибудь тему, которая бы настолько всех нас, человеков, касалась. В разные периоды жизни по-разному, но всегда — болезненно, когда острым лезвием или пронзительным уколом, когда тупой иглой, а когда и гноящейся, смутно-беспокоящей занозой. Я знаю наверняка, что выход не в обрыдлом коллективизме. Не уверен также, что в одной лишь общинности. Не уверен вообще, что выход по земным меркам имеется.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 11.10.2009
В очерке предлагается попытка поразмышлять над сущностью утопий и антиутопий, об их сходствах и различиях с религиозной эсхатологией. Почему же так не хочется иногда быть своим собственным современником? Не претендуя на исчерпывающий характер, лишь выхватывая острые углы...
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 13.09.2009
Никогда раньше сакральное в своём происхождение Слово не было так глубоко профанировано и обесчещено, как в последнее столетие, превратившись из божественной инстанции в лживую проститутку. Как такое возможно, где истоки единого смыслового ряда Слова и Власти? Предлагаю свои начальные размышления над данной очень непростой темой.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 28.08.2009
В наше время модным направлением мысли стала компаративистика, то есть сравнение «как бы» всего со всем. Иногда мне вспоминается при этом попытка сравнить вОрона с письменным столом. Но порой кажется — сравнение будит мысль, ибо избегает однозначных ответов и почёркивает нюанс. А за мысль ведь могут и прибить, убить, или к примеру — посадить. Как это ни странно...
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.08.2009
Проживая в начале 2000-х в Вене в одном общежитии, я наговорил смеху ради на телефонный автоответчик несколько вполне безобидных фраз на арабском. Поразил меня неподдельный испуг моих австрийских знакомых, советовавших юродскую запись немедленно стереть. На мой придурковатый вопрос: «Почему?» они туманно заявили, почти по-советски опасливо оглядываясь по сторонам, что «это может для тебя плохо кончиться». После этого случая я и вывел, что «Совок — понятие метафизическое».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 29.07.2009
На вопрос о том, верю ли я в ад, посмертное существование, благого Бога и всё такое, мне не хочется давать слишком поспешного ответа. Подобно еврейскому рэббе из известного анекдота, я предпочитаю переспрашивать: А что конкретно вы имеете в виду, когда говорите «ад» и прочее? И что значит «верить»? — Следует попытка применения методологии модальностей на христианском, как и любом другом религиозном материале.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.07.2009
Почему-то мы обычно слепо доверяем своему лечащему врачу, не осмеливаясь перечить в деле исцеления телесных недугов. Когда же речь заходит о сфере религиозного опыта, то мы часто или отрицаем компетентность «специалистов», или полагаемся на собственные наивные суждения. Что это — философская непоследовательность или обыкновенная бытовая глупость?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 24.05.2009
Язык служит средством общения. Этот трюизм, своим глубокомыслием подобный высказыванию о Волге, впадающей в Каспийское море, однозначен лишь на первый взгляд. Нередко один и тот же язык может возводить великие китайские стены отчуждения, а одни и те же употребляемые слова — разобщать их носителей пуще зловредной вражеской пропаганды в лице хрестоматийного шпиона с рацией и с баклажкой яда, распространяющим на площадях слухи о «нашем близком поражении».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 17.05.2009
Беды нынешнего российского общества, как кажется, глубинно связаны с традиционным русским недоверием к индивидуальной личности с её свободой, то есть с плохо усвоенным христианством. Отсюда и всеподавленность родовым началом, олицетворяемым для многих в образе Государства, которое одно как бы является полноценной личностью. Отсюда и нехристианская бытовая вера в надличностную судьбу, парализующая всякое индивидуальное начинание.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 26.04.2009
Всем нам со школьного детства известно высказывание о «всемирной отзывчивости» русского культурного гения. Заключается ли в этом выражении объективная истина, независимая от наших фантазий о самих себе? Или это всего лишь одна из популярных смыслообразующих мифологем, каковые создаёт каждый народ? К сему приглашение к размышлению.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 11.04.2009
Есть ли нечто общее между занятием философа и жизнью сознательного религиозного практика, который в своём пределе всегда мистик? Сходство видится в метафоре «внутреннего делания», призванного постепенно преобразовывать сознание и жизнь человека во всех её проявлениях. В чём различия между ними?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.02.2009
Все мы знаем русскую народную похвалу простоте, собирающей порядка сотни ангелов. Памятна нам и ассоциация с ухищрениями средневекового схоластического богословия, исчисляющего количество тех же существ на кончике иглы. Предметом данного очерка является беглое сравнение, с высоты птичьего полёта, некоторых констант русского культурно-религиозного хронотопа с западноевропейским, при критическом рассмотрении возможностей того и другого.
|
|
|
Арбузный ломтик по средам // 10.09.2008
Если прозвучали волшебные слова «коэффициент растет», значит в настоящее время происходят бестолковые действия и важно, что кто-то первый это понял и подсказал участникам процесса.
|
|
|
|
|